Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

21 ноября 2019 г. 13:21

2K

5 "Придет час, когда с вами сделают то, что делали вы с другими." (с)

картинка KatrinBelous

"- Нет дня, чтобы не лилась кровь. Земля пропитана кровью. Еще немного - и потекут кровавые реки, после вступления персидской армии в Халдейское царство по руслам Тигра и Ефрата вместо воды побежит кровь. Я боюсь, что кровью наполнятся и каналы, по которым до сих пор струился только благодатный ил. Я боюсь, что кровь заполнит озера, родники и колодцы. И боюсь также, как бы человечество не стало утолять жажду кровью вместо воды."

Время действия: VI в.д.н.э.
Место действия: Халдейское царство, Вавилон
Сюжет: В историческом романе Маргиты Фигули показан последний год существования свободного Халдейского царства и Вавилона. На пороге война с войсками непобедимого персидского царя Кира, уже покорившего Лидию и Мидию, а теперь вознамерившегося присоединить к своей империи и Халдею.
Впечатления: Много лет назад я уже читала "Вавилон" Маргиты Фигули. В то время этот роман произвел на меня такое же неизгладимое впечатление, как и "Таис Афинская" Ефремова. Я не перечитывала эти два романа со школы, но многие яркие эпизоды книг и их особая атмосфера древнего Вавилона и легендарной Греции настолько поразили мое детское воображение, что я их помню до сих пор. В этих романах заключено все богатство греческой мифологии и все варварство халдейских обычаев, красота и поэтичность повествования, жестокость исторического периода и понимание о насколько же древних царствах идет речь, о таких древних, что даже само их существование уже кажется легендой. Поэтому перечитывать "Вавилон" было боязно, но хотелось снова оказаться в этом древнем городе, потому что после Фигули ничего лучшего о Халдейском царстве мне читать не доводилось.

Отмечу сразу, что как при первом, так и при втором прочтении романа меня неизменно смущало начало. С непривычки текст "Вавилона" кажется слишком притчевым, герои, особенно, Нанаи наивной и недалекой, а речи пафосными. Но это впечатление скоро совершенно рассеивается. А поведение Нанаи легко обьясняется, если задуматься какой тип мышления был у людей того времени. И вспомнить, что тогда не было тех условностей и ограничений, что есть в 21 веке. Не скажу, что "Вавилон" чтение легкое и читается влет, но стоит проникнуться халдейской мифологией и веянием тех давних времен, как становится не оторваться от книги.

Автор описывает интереснейший исторический период - закат Халдейского царства и возвышение Персии. Издавна именно Халдея считалась колыбелью религии, знаний, искусств и наук. Ее земля родила знаменитого царя Навуходоносора и героя Гильгамеша. Но в дни правления царя Валтасара, Халдея превратилась в колыбель порока, предательства и несправедливости. Ее царь занят лишь собственной персоной, вином и наложницами. Жрецы озабочены только тем как бы свергнуть царя и прибрать власть к своим рукам, а пока обирают народ, казнят неугодных, отбирают имущество и ненасытно скапливают в подвалах сокровища. Сановники же следуют примеру царя и жрецов. А крестьяне отдают в счет налогов последнюю мотыгу и целыми семьями отправляются в рабство. В итоге сами халдеи из низших слоев вместо того чтобы защищать родину от персидского завоевателя, призывают царя Кира прийти и спасти их.

"- В глазах Вавилона я отщепенец, хуже бродяги, потому что я посвятил свою жизнь одному - спасению отчизны. Великие боги за грехи ослепили халдейскую знать, а меня покарали, оставив одного зрячим, чтобы я видел грозящую нам беду."

В это время судьбой Халдейского царства озабочен только главный военачальник Набусардар. Он единственный стремится пробудить совесть царя и заставить его защищать Вавилон, и не дает жрецам провернуть их мерзкие интриги. На его же пути стоит как верховный жрец, желающий смерти царю и военачальнику, так и многочисленные аристократы, невзлюбившие Набусардара, мешающего им наслаждаться жизнью, так и его первый помощник Сан-Урри, выкравший план вавилонской стены и переметнувшийся к врагу из зависти к своему господину. Правда, не учел Сан-Урри, что предателей нигде не любят.

"Измена гнездится в душе труса, тропой вероломства идут лишь низменные натуры."

В этом романе перед читателем разворачивается настоящая галерея сильнейших женских персонажей. Стойкая скифская девушка Дария, попавшая в плен к царю Валтасару, но не пожелавшая ответить на его любовь, предав свое сердце, и спасти тем самым свою жизнь. Единственная, кто не побоялся высказать малодушному и слабому царю Вавилона все, что она о нем думает, в лицо. Храбрая еврейская девушка Дебора, на глазах у которой убили ни в чем неповинного дедушку, и жестоко отомстившая, пускай не только ценой попранной чести, своим обидчикам. Заносчивая и похотливая халдейка Телкиза, жена Набусардара, ненавидящая и любящая своего мужа. Благородная лидийская принцесса Хризанта, неподдавшаяся обаянию царя Кира, но не сумевшая предупредить Вавилон о страшном предательстве. И, конечно же, главная героиня Нанаи, из рода Гамаданов, известного своей преданностью родине, и судьба которой оказалась тесно связана с мужчинами, творившими историю Халдеи.

Основной линией романа, кроме исторического военного конфликта двух держав, выступает любовная. Конечно же, между принципиальной Нанаи и мужественным Набусардаром. Хотя между ними встал еще со своими чувствами к Нанаи благородный персидский князь Устига. И признаться, мне он понравился значительно больше главного героя. Дело в том, что я хоть и уважала Набусардара за его качества главнокомандующего, за решительность, ум, стойкость и любовь к родине, но при этом мне претили его заносчивость, вспыльчивость, неуважение к богам и чужому труду, да он даже мог жизни лишить невинного человека в угоду своим планам! И что самое главное - он привык, что все должно быть как он скажет и все должны делать только как он пожелает. А на чужие мысли, чувства, мечты плевать. Нанаи еще повезло, что он был занят войной, а то он бы закинул ее в колесницу и без угрызений совести добился ее любви насильно. Замечательный просто характер))) Хотя князь Устига тоже неоднозначный герой. Вроде весь такой благородный и с возвышенными идеалами, девушек спасает и жениться предлагает, а дурить простых халдеев и врать им о милосердии царя Кира, так это не зазорно совсем -_- Но мне очень понравилось, как автор показала, что любимая женщина даже во время войны не станет обузой возлюбленному, наоборот будет его опорой и придаст сил сражаться, даже когда надежды практически нет. Ведь за что стоит сражаться как не за родину и не ради любви?

"- Я уже не смогу покинуть армию, но сердцем всегда буду рядом с тобой. Твой образ для меня - и меч и щит в бою."

Моим же любимым эпизодом в романе стала осада Вавилона. Писательница отлично справилась с боевыми сценами, умело нагнетала напряжение, царившее как за неприступными стенами в стане Кира, так и внутри них среди угнетенных затянувшейся войной горожан. Финал же вышел очень символичным. Некогда халдеи во времена царя Навуходоносора жестоко разорили и стерли с лица земли Иерусалим. Пришло время расплаты.

"Слово изреченное может развеять ветер, но слово, запечатленное в старинных письменах, не подвластно даже времени."

Итого: Писательница проделала огромную работу, создав исторический роман, полно описывающий жизнь, быт, традиции, архитектуру и религию Вавилона. Умом понимаешь, что такой Вавилон существует лишь в воображении автора, но когда читаешь роман, то веришь, что именно таким Вавилон и был. Настолько живо и ярко мне запомнился Вавилон по роману Маргиты Фигули, что мне кажется, что я и сама его видела. Но не смотря на то что роман мне понравился, советовать я его не стала бы. Чтение это сложное, так что "Вавилон" стоит читать только тем, кто увлечен историей, мифологией, языческими религиями и древними царствами.
картинка KatrinBelous
Книга прочитана в группе Чарующая Азия