Больше рецензий

20 ноября 2019 г. 10:42

275

3 Чердак Бальзака

Я никогда до этого не читал Бальзака и могу сказать, что не особо в восторге от французской классической литературы, но меня чертовски заинтриговало описание "Шангреневой кожи".

Эта самая кожа - некий магический, исполняющий любое желание, артефакт. Не бесплатно, кончено: с каждым желанием сокращается жизнь загадывающего. Хотя какая разница, сколько тебе осталось, если ты итак собирался умирать, причём вполне добровольно? Почему бы не пожить красиво? Такие вопросы задаёт себе Рафаэль, парень 27 лет и забирает волшебный кусок ослинной кожи из антикварной лавки.

Тут же у нашего героя начинается весёлая и обеспеченная жизнь с оргиями (в 21 веке значение этого слова слегда изменилось), доступными и недоступными женщинами и прочими радостями. Вместе с ощущением счастья приходит и тревога, что это закончится несколько быстрее, чем должно.

Я ожидал притчи об искушении в духе "Звёзды Соломона" Куприна или "Нужных вещей" Кинга (сравнил, да?) с чётким посылом и интересными сюжетными поворотами, но не учёл, что Бальзак писал в жанре "подробнейший реализм".

Роман напоминает философскую притчу только основой, в остальном он похож на заваленный хламом бабушкин чердак. В самом начале произведения Оноре де Бальзак долго и подробно на 30+ страницах описывает антикварный магазин: вещи, которые в нем продаются, исторические эпохи, к которым они относятся, личностей которые в эти эпохи жили, игру света и тени, мысли главного героя от увиденного и так далее. Написано здорово, но это как есть мед большой ложкой.

И вот вся книга это большой антикварный магазин - размышления о политической обстановке во Франции, о науке, медицине, технике в общем обо всем, что связано сюжетом лишь минимально. Пока найдёшь то, что нужно много раз потеряешь мысль.
В итоге от всего романа я хотел бы прочитать всего лишь процентов 35% этого, в принципе, хватило бы для понимания того "что хотел сказать автор".

П.с.
Я помню как читал "Человек, который смеётся" Гюго и у меня были похожие чувства. Автор после захватывающей завязки решил вставить огромный скучнейший пласт о престолонаследии во Франции. Как будто кусок документального фильма в художественном.
Кто знает, может во Франции 19 века были проблемы с газетами?