Больше рецензий

LeRoRiYa

Эксперт

Тысячи жизней вместо одной

16 ноября 2019 г. 03:32

2K

5 Детская книга для взрослых сердец

Вместо вступления: мое знакомство с "Темными началами"
В теперь уже далеком 2007 году(надо же, прошло почти 12 лет, что составляет почти половину моей жизни!) я столкнулась с творчеством британского писателя и рыцаря сэра Филипа Пулмана впервые. Тогда мне было 12 лет(точнее, шел 13-й год), я фанатела от творчества других англичан - Джоан Роулинг и Джонатана Страуда и жадно глотала страницы наполненных магией историй и даже сама писала нечто в подражание любимым авторам, порождая магическую изнанку собственного города. Будь это серьезно, могло бы выйти что-то в духе Тани Гроттер. Но тогда это серьезно не было. Серьезно меня уже тогда бередили другие идеи и другие персонажи, свои, не пародии. Но могла ли я пройти тогда мимо "Темных начал?" Разумеется, не могла.
Моя предыдущая рецензия на первую книгу этой трилогии была написана еще в 2012 году, то есть пять лет спустя после прочтения истории и просмотра фильма. Конечно же, писать рецензию на детскую, да еще и неперечитанную книгу, тогда было весьма опрометчиво. Она вышла сумбурная и в ней я говорила больше всего о том, что многие сознательно отказывались читать эту историю из-за откровенно провалившегося фильма, который не спасли от фиаско в прокате ни блестящие Дэниел Крейг и Николь Кидман в главных взрослых ролях, ни невероятные спецэффекты. Что же до меня, мое подростковое сознание, жаждущее максимализма во всем (в том числе и в экранизациях, которые должны были в моем тогдашнем понимании едва не побуквенно соответствовать книгам), было недовольно концовкой фильма, которая так и не показала главного - страшного предательства, которым заканчивается книга. Предательства, дающего начало и зарождение "Чудесного ножа" и "Янтарного телескопа" - следующих двух книг трилогии.
Можно заметить очень важную деталь: критикуя тех людей, кто разочаровался в книге из-за фильма, даже не прочитав ее, я совсем ничего не писала о самой книге тогда. Что ж, мне было 17, я писала по старой памяти и изрядно истрепавшимся впечатлениям и упоминала лишь общие детали и запомнившуюся атмосферу.
Книги, переведенные и изданные "РОСМЭН" в 2007 году с того самого 2007 стояли в задних рядах моих полок. Я знала, что однажды возможно перечитаю их. Но год от года книг становится больше и больше, список на прочтение растет, а читать времени все меньше. Кроме того, есть любимые авторы, новинки от которых не пропустишь; модные бестселлеры, не составить свое мнение о которых мне как книгоману было бы просто стыдно; наконец редкие жемчужины, которые не популярны, но привлекают; или же просто книги, которые попадаются на глаза в нужную минуту. Поэтому перечитка все откладывалась. Но сейчас, когда на экраны вышел сериал "Темные начала", я посчитала своим долгом перечитать это и заодно, в свои теперь уже 25, ненадолго снова окунуться в волшебный мир детской сказки. И...
Вот тут меня ждало первое разочарование.
Постараюсь объяснить свои чувства. "Золотой компас" (или правильнее сказать "Северное сияние", ведь именно так называется эта книга в оригинале британского издания, а "Золотой компас" - это вариант США, хотя в моем варианте русского издания, увы, книга называется именно так - как фильм) - это вовсе не жизнерадостная волшебная сказка. Если у Джоан Роулинг истории о мальчике-волшебнике Гарри Поттере "мрачнеют" и взрослеют постепенно, оставаясь первые три книги хоть и не без темных прожилок, но все же светлой детской историей, то книги Филипа Пулмана, как впрочем и книги Джонатана Страуда мрачны и полны политики, интриг, убийств, восстаний против власти и церкви и т.п. Нет, я об этом помнила. Но будучи подростком я смотрела на это все, как на захватывающее и довольно жестокое, но все же приключение. Теперь, глядя на все это глазами более взрослого и определившегося для себя в отношении веры человека, я ужаснулась. Нет, я разумеется не считаю научный прогресс ересью. Более того, я почти согласна с тем, что если в нашем мире подброшенная монетка упала орлом, значит в каком-то другом она упала решкой. То есть да, я даже верю в параллельные миры и возможность создать некие врата или мосты между ними. Но как человек верующий и верящий (не в Бога в образе старца на облаках, но в Высшие силы света, оберегающие нас), я глубоко задета и возмущена богоборческой сутью этой трилогии. Я не католичка, не сторонник Инквизиции и не клеймлю никого еретиками и отступниками, но написать книгу о том, как некоей девочке суждено уничтожить Бога... это уж чересчур.
И все же, я ставлю этой книге пять звезд из пяти, как раньше. Потому, что увлекательно, ярко, живо, интересно, в меру научно, но вполне понятно детям и достаточно интересно взрослым. А вот на большинство персонажей и сам мир, в котором они живут, я посмотрела совсем иначе.

Книга состоит из 23 глав и она разбита на три части, называющее основное место происходящих событий: Оксфорд, Больвангар, Свальбард. Кстати, напечатана она довольно крупным шрифтом и даже при этом состоит из всего лишь 442 страниц.

МИР ГЕРОЕВ "ТЕМНЫХ НАЧАЛ"
В мире, в котором живут персонажи трилогии Филипа Пулмана многое похоже на наш мир, хоть и не совсем соответствует ему. Тут есть христианство (в его католической и протестантской версиях), могучие церковные ордена, их всесильное объединение с множеством подразделений - Магистериум и страшный Дисциплинарный Суд Консистории, карающий всякого, кто усомнится в авторитете церкви или совершит открытие, способное этот авторитет подорвать. Есть Англия с ее столицей Лондоном и городом Оксфорд, Норвегия, некая Новая Дания; Европа и Азия как части света; есть Московия и ее жители московиты, татары (почему-то живущие в Сибири и какие-то уж совсем кровожадные, к тому же по ряду признаков язычники); есть цыгане (как и в нашем мире, они ведут кочевой образ жизни. но народ они скорее речной и болотный, чем степной); есть много колледжей, исследователей-ученых и есть загадочный Север (я так понимаю, Арктика) - неосвоенное далекое царство льдов и северного сияния. Там находятся царства кланов ведьм - женщин, чья жизнь и молодость длится очень многие сотни, а то и тысячи лет(но все же и они смертны) и бронированных медведей - панцербьернов, которые признают только силу и порой выступают в людских войнах, как наемники ибо в войнах славятся своей непобедимостью и свирепостью.

Главным отличием этого мира от нашего является то, что душа человека в этом мире не находится внутри него, она находится рядом с ним, в виде особенного говорящего и думающего животного, деймона. Деймон не может находиться далеко от своего человека - если деймон отдаляется на расстояние, превышающее несколько метров - оба они - и деймон, и человек, ощущают страшную тоску, печаль и пустоту. Деймоны детей меняют свою форму, однако входя в стадию полового созревания человек получает постоянную форму деймона. Как правило, деймон и его человек разного пола. Человеку дотрагиваться до чужого деймона нельзя, хотя сами они друг друга трогают. Кстати, идея с деймонами потрясающая. Жаль, у нас такого нет. Тогда никто в мире не был бы один... Никогда. А это очень и очень привлекательная идея.

И есть в этом мире одно особенное устройство - алитеометр (с греческого - истиномер) - золотой похожий на компас прибор с 36 символами и четырьмя стрелками. Тот, кто способен понимать тысячи смыслов и значений всех символов и их комбинаций способен с помощью трех стрелок задать алитеометру любой вопрос и получить на него ответ. В мире "Темных начал" лишь шесть алитеометров и единицы людей, способных ими пользоваться. Большинство из них годами изучали книги толкования символов, чтобы этому научиться...

Основные персонажи

Лира Белаква - двенадцатилетняя девочка, ученица Иордан-колледжа в городе Оксфорд. Пацанка, задира, заводила и проказница, зачинщица игр, драк и проблем на голову ученых мужей Иордан-колледжа и лично Магистра, им управляющего. Она-то и есть главная героиня истории. Но она, в отличие от "мэрисьюшных" героинь не является ни бесстрашной, ни непобедимой, ни гениальной по интеллекту, ни сногсшибательной по красоте. В тех страшных ситуациях, в которые она влипает, ей требуется помощь и она не боится ее просить. Она умелая лгунья (впрочем, никогда не лжет без повода) и та самая любопытная Варвара, из-за своего любопытства ввязавшаяся в историю, от исхода которой зависела судьба целых вселенных. Ее родители погибли в авиакатастрофе (разбился дирижабль) и девочка воспитывалась в Иордан-колледже. Единственным родным человеком, навещавшим ее время от времени, был ее дядя лорд Азриел.

Лорд Азриел Белаква - дядя Лиры, весьма могущественный, богатый и властный человек, исследователь и путешественник с огромными амбициями. Он исследует запретную тему, некую Пыль, пришедшую из другого мира и мечтает открыть двери в тот мир за завесой северного сияния...

Миссис Мариса Колтер - вдова богатого лорда Эдварда Колтера, могущественная женщина, основательница и глава Жертвенного Совета - орденоподобной организации, входящей в Магистериум, исследовательница Пыли и ее влияния на детей и их деймонов.

Роджер Парслоу - друг Лиры, мальчик с кухни Иордан-колледжа. Именно ради него Лира отправляется на Север.

Джон Фаа - король всех цыган, могучий воин.

Фардер Корам - старый мудрый цыган, советник Джона Фаа. Когда-то спас жизнь королеве клана ведьм Серафине Пеккала.

Билли Коста - мальчик-цыган, также похищенный из Оксфорда, как и Роджер, Тони Макариос, девочки Джесси и Энни.

Серафина Пеккала - трехсотлетняя (но по виду совсем юная и прекрасная) королева клана ведьм, которой когда-то спас жизнь Фардер Корам.

Йорек Бирнисон - панцербьерн (бронированный медведь) и принц Свальбарда. Был изгнан за нарушение закона своего королевства.

Йофур Ракнисон - новый король Свальбарда. Хочет жить как люди и иметь своего деймона.

Ли Скорсби - аэронавт и наемник из государства Техас. Друг Йорека Бирнисона.

Поступки персонажей в этой книге, даже Лиры, которая в силу возраста и наивности многое просто не понимает, глубоко мотивированы. Никто ничего не делает и не говорит просто так и никто просто так никуда не попадает. Мариса Колтер и Лорд Азриел и в подростковом-то возрасте не вызывали у меня хороших чувств, сейчас же они вызывают просто отвращение. То ли дело например семья Коста, трогательно заботящаяся о Лире.

спойлер
Мариса и Азриел - родители Лиры, но ни один, ни вторая никогда не питали к ней нормальных родительских чувств, не воспринимали всерьез, не считались с ней и ее чувствами и не думали о том, какие последствия получат, игнорируя ее. Им было плевать, чем она живет и дышит, с кем дружит, к кому привязана... плевать вообще на все, кроме собственных целей, амбиций и стремлений.
свернуть

Разумеется, в ближайшие дни перечитаю остальные части трилогии и перепишу рецензии. Как по мне, книга эта далеко не детская. Стоит читать скорее подросткам и взрослым.