Больше рецензий

15 ноября 2019 г. 21:46

982

4 Кровавая история одного алмаза

Да простят меня читатели за откровенную рекламу и скорость моей рецензии, эту книгу мне довелось прочесть год назад, во время подготовки своей книги о «Лунном камне» Уилки Коллинза.
А потому сперва сформулирую вывод - не единственное, но весьма занимательное изложение истории легендарного алмаза.
Уже в первой главе авторы признаются, что в основе их рассказа, как и в основе любой другой истории о Кохинуре лежит рукопись, составленная Тео Меткалфом, большим ценителем и собирателем индийских древностей, сыном одного из руководителей Ост-Индской компании. Рукопись эта хранится в Национальном музее Индии и является на сегодняшний день самым полным и самым подробным собранием древних историй об алмазе.
Свой рассказ все историки начинают одинаково. Точных данных о дате и месте нахождения легендарного алмаза не сохранилось, зато до нас, точнее до них, людей XIX века, дошли многочисленные истории о шахте Кохинур, о невероятном по своим размерам алмазе шаха Бабура и легендах связанных с Павлиньим троном. Эти сказочные истории авторы книги дополняют рассказами об отношении индусов к алмазам, суевериями и преданиям, записанным в священных книгах.
Первые исторические сведения о Кохинуре, появились в летописях благодаря трагическому событию – захвату иранским шахом Надиром города Дели, столицы Могольской империи. В качестве выкупа индусы были вынуждены отдать и Кохинур и другие легендарные сокровища. Списки изъятых сокровищ и являются отправной частью исторического исследования. Но не принесли баснословные богатства счастья ни одному из последующих владельцев камня, а странствовал он по свету, точнее по Ближнему Востоку немало. И сменил за это время многих владельцев, смелых и трусливых, гениев и простых оборванцев, пока не очутился в руках англичан. Размер камня был такой, что его без колебаний отправили в качестве подарка королеве Виктории, а та распорядилась вставить его в корону. С тех пор Кохинур является главным украшением Британской короны. Только вот событий между захватом Дели и балом в Версале, когда впервые Кохинур был представлен миру как королевское украшение, случилось немало. И пересказать их – это заново написать книгу «О приключениях Кохинура». Я не стану этого делать, отсылаю любопытствующих к рецензируемой книге.
Теперь о недостатках. Поскольку это была первая книга, которую я прочел о Кохинуре, она поразила меня прежде всего своим размахом. Я до этого никогда не слыхивал о шахе Надире, которым восхищался Иосиф Сталин, ничего не знал об империи Дуррани или гениальном Ранджите Сингхе. История Востока в XVIII и XIX веках была для меня белым пятном. И останется для вас, если вы будете читать только эту книгу. К сожалению, авторы следят за путешествием алмаза, словно пытаются написать приключенческую историю, мало заботясь об упомянутых персонажах. В погоне за блеском алмаза они подобно освещают малоизвестные события, проскакивая эпохальные. Словом, я не могу назвать эту книгу исследованием, остановлюсь на термине увлекательная публицистика.
А потому мне пришлось прочесть немало исторических исследований, прежде чем у меня все встало с головы на ноги, прежде чем я понял, кем был шах Бабур или Ахмад-шах и почему до настоящего времени на алмаз претендуют не только Индия, но и Пакистан, Афганистан, Ирак и Иран. Кохинур – это неотъемлемая часть их истории и сокровищ, когда-то самовольно присвоенных Британской империей.
А еще меня не покидает надежда, что российские издатели обратят внимание на историю российских сокровищ, например, на алмаз «Орлов», чьей историей также вдохновлялся Уилки Коллинз. И пусть она менее кровавая и менее «криминальная» с точки зрения международного права, но с драгоценными камнями всегда случаются какие-то приключения.