Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 ноября 2019 г. 18:47

12K

5 Тень Раскольникова

Достоевский настолько безбрежен, что любая рецензия о любом из его романов обречена на фрагментарность и необъективность. Ну, да ладно, не будем говорить о "любом романе", поведем речь о "Преступлении и наказании". О фрагментарности я завел речь потому, что количество тем, затронутых в романе так велико, что объективный, не фрагментарный, анализ потребует написания работы, как минимум. не уступающей по объему объекту исследования. А объективности в оценке книги не может быть по определению, поскольку писатель поднимает в ней вопросы, на многие из которых до сих пор нет однозначного ответа.

Все мы изучали роман в школе, все помним парадигму главного героя - "Тварь я дрожащая или право имею". Помним о его философской концепции права на преступление ради добра. Помним о том, какой путь ему пришлось пройти, прежде чем он осознал ошибочность своих взглядов и пришел к искреннему покаянию и принятию Евангелия.

Тема разделения человечества на стадо и сильных личностей, имеющих право решать судьбы этого стада была не нова. В принципе, вся идеология аристократического общества держалась на этой идее, но право силы принадлежало по рождению. Кризис аристократии позволил появиться первым социальным лифтам. Пример Наполеона смутил и подал пример к подражанию для многих, стало ясно, что за счет необыкновенных личных данных можно преодолеть любые препоны, выбиться в ряды сильных мира сего, и самому решать: что есть плохо, а что хорошо.

Еще не пришел Ницше со своей идеей сверхчеловека, еще далеко до формирования идеологии фашизма, но идеи носятся в общественном сознании давно. Уже Пушкин за три десятка лет до Достоевского в "Евгении Онегине" писал:

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;

Рисуя образ главного героя, Достоевский показывает нам отнюдь не отрицательную личность, но до крайности противоречивую. Я даже думаю, что тройное Р в наименовании героя - Родион Романович Раскольников - тоже должно указывать на разобщенность, разъединенность, расчлененность его внутреннего Я. Само слово "раскол", от которого происходит фамилия, говорит не только о двух полюсах, но в контексте русской истории, об отказе от старой морали и принятии новой. Эта новая мораль, которую исповедает Раскольников, оказывается тяжеловесной химерой, вынести груз которой еще сложнее, чем заставить себя преступить через рамки "старой" морали.

Преступлений ради любви не бывает, потому что тогда оказывается преданной та любовь, ради которой преступался закон. То же касается и преступного самопожертвования - путь Сони Мармеладовой, ставшей ради спасения родных проституткой. Они оба - и Родион, и Соня предают себя же, совершая свои поступки. Конечно, Сонино "преступление" оказывается под осуждением морального закона, а преступление Раскольникова - уголовного, но суть та же - предательство себя. Соня-то всё понимала изначально, а вот Родиону потребовалась идеологическая составляющая для поддержания самообмана, чем и стала та самая статья, по которой потом его вычислит Порфирий Петрович.

В свете всего сказанного мне самым интересным героем книги представляется Аркадий Иванович Свидригайлов, который выступает в каком-то смысле двойником Раскольникова. Да он и сам говорит Родиону, что между ними есть какая-то общая точка. Но Свидригайлов честнее Раскольникова, он прекрасно осознает, что именно является источником его преступных деяний, ему не нужна оправдывающая его идеология, он знает, что причиной всему чувственность, невоздержанность и сладострастие, Он носит этих демонов в своей душе, его жизнь похожа на адскую муку, он хочет чего-то другого, но не знает чего и как. А, если вдуматься, то никто из героев романа не совершил столько хороших поступков, сколько подлец и мерзавец Свидригайлов. Да, это снова Достоевский, автор, у которого все герои положительные и отрицательные одновременно.

И вот эта схожесть Свидригайлова и Раскольникова приводит читателя к осознанию, что у любого преступления одинаковая природа - отсутствие воли противиться своим чувственным устремлениям, потакание низменным потребностям, следование принципу "если нельзя, но очень хочется, то можно". Получается всё наоборот - мнимая сила Раскольникова оборачивается его невероятной слабостью. "Тварью дрожащей" он был не до своего преступления, а стал ею после него.

А вот Свидригайлов всегда знал об этом, и ему приходилось с этим жить. Но жить с этим долго невозможно. Однако, автор, разводя в финале героев по разным углам, дает две альтернативы выхода из такого тупика. Раскольников, поддержанный Соней-декабристкой, находит путь возвращения к старым моральным ценностям. Можно сказать, что силы на возрождение ему даёт любовь, и здесь звучит библейский тезис: "Бог - есть любовь". Свидригайлов же, не имеющий такой поддержки, погрязший в низменности совершенного, идет в своей греховности до конца, совершая самый страшный и последний грех из возможных - самоубийство.

Как мне кажется, Достоевский хотел сказать, что Бог никого не наказует, человек сам выбирает себе наказание в зависимости от собственного отношения к совершенному и от ресурсов, которые у него оказываются или не оказываются.

647

Рецензия написана в рамках игры "Несказанные речи"

Комментарии


Можно маленькую ремарку?

"Тварь я дрожащая или право имею" - это не "парадигма" Раскольникова, а скорее дилемма )


Принимается, но думаю, можно подходить и так:
Как выбор - дилемма, как философия - парадигма.
Хотя, говорить о парадигме в индивидуальном плане, наверное, не правильно, но оставлю, как написал. Вы же меня поняли :)


В том-то и дело, что дилемма не может быть философией) Философия, она же мировоззрение - ответ, дилемма - вопрос ))


Ну, так я и имел в виду, что для Раскольникова именно ответ звучит как вопрос. Я воспринимаю этот вопрос в озвучивании героя в первой части романа как риторический, в самом вопросе уже заключен положительный ответ по второй части вопроса. И тогда это мировоззренческая позиция.


И все равно "Право имею" (в такой, видимо, форме) "парадигмой" быть никак не может) Впрочем, это я дружески вам советую, не воспринимайте как наезд.


Я прекрасно вижу Вашу формальную правоту в разрезе фразообразования, но повторюсь еще раз: "Тварь я дрожащая или право имею" может быть воспринята (я её так понимаю), как "Сверхчеловек выше людских законов и морали", и тогда это самая настоящая парадигма, как определенная концепция.


Все-таки "парадигма" и "концепция" не одно и то же) Вторая закавыченная фраза может быть названа концепцией, а первая - именно что дилемма, потому что в ней только ставится вопрос. Вы ее как-то по-своему понимаете)) Ну ладно, не буду занудствовать и, пожалуй, откланяюсь! Хорошего вечера)


Да, занудствовать не самая лучшая привычка, поэтому и Вы меня простите за последнее "прости".
Но в философии "парадигма" определяется как набор концепций, а поскольку обсуждаемая фраза - "концепция концепций", изложенных Раскольниковым в его статье, то в этом плане употребление термина "парадигма" даже официальной философской трактовке не противоречит.


Вот эта параллель "Раскольников-Свидригайлов" более всего заинтриговала меня в романе . Они даже внешне- противоположны.
И ёщё- Вы верите в искреннее раскаяние Раскольникова?


Вопрос не простой. Мне так кажется, что это не столько раскаяние в совершенном, сколько в ошибке по выбору пути.


Т.е, не довёл воплощение идеи до нужного результата? Или-вообще- не ту идею воплощал?


Думаю, второе...


Рисуя образ главного героя, Достоевский показывает нам отнюдь не отрицательную личность, но до крайности противоречивую. Я даже думаю, что тройное Р в наименовании героя - Родион Романович Раскольников - тоже должно указывать на разобщенность, разъединенность, расчлененность его внутреннего Я. Само слово "раскол", от которого происходит фамилия, говорит не только о двух полюсах

Мне кажется интересным взгляд на этот раскол Раскольникова с точки зрения индивидуальной психологии личности. Внутренний раскол начинается с самоидеализации. Не зная своих границ, можно легко поставить себе слишком уж высокие цели. Но, жёстко сосредоточившись на воображаемом идеале, человек начинает ненавидеть и презирать своё реальное существование, так как для богоподобного совершенства оно кажется слишком невзрачным. Одним из видов выражения такой ненависти являются безжалостные запреты и требования к себе, применяемые невротической личностью в качестве средства для переделки себя в свой идеал. Возникший внутренний конфликт может быть вынесен вовне и проявляться, например, в сновидениях, где люди особенно близки к собственной реальности. Раскольников как раз и увидел подобный значимый сон о бедной и слабой лошадке, которую пьяный хозяин заставляет тянуть непосильную ношу, забивая её до смерти. Во сне Родион испытывает глубокое сострадание к животному. Лошадь здесь символизирует страдающую душу героя, его реальное собственное Я, а её истязатель – Я возвеличенное, наполеоновское. И реальное Я (как и несчастная лошаденка) оказывается беспомощным против бесчувственной жестокости невменяемого погонщика. Вскоре этот сон осуществляется в действительности: Раскольников (его актуальное, а потом и реальное собственное Я) становится жертвой самого себя (своего наполеоновского, идеального Я).


Хорошее дополнение, спасибо!


Лучший роман Достоевского