Больше рецензий

11 ноября 2019 г. 12:34

847

2 Дмитрый Глуховский - "Метро 2035"

Для начала вспомню "Метро 2033" и "Метро 2034".
Запись от 12 сентября 2013 года.
Понятное дело, что постапокалиптика "веселенькой" быть не может по определению, но это просто полная и окончательная безнадега. Человечество угробило-таки само себя. Жалкие остатки некогда могучей цивилизации влачат поистине жалкое существование в московском метро. Не хватает ресурсов и продовольствия, забываются знания, главной ценностью становится оружие... люди бьются не только с враждебными им мутировавшими существами, но и сами с собой. А единственный призрак надежды на возрождение они убивают собственными руками, приняв его за новую неведомую опасность.
Знаете, мне было физически плохо, когда я это читала. У меня начала развиваться клаустрофобия, благо, читаю я быстро и закончила до того, как она прижилась.
Самый жуткий момент, пожалуй, не описание всяческих монстров и даже не описание путешествий по темным полуразрушенным туннелям, а то, как в маленьком киоске на поверхности, неподалеку от входа в метро, сталкеры находят записи девушки о последних днях цивилизации.
Что касается формы изложения, то она неудобочитаема: автор скатывается в длиннющие монологи и философствования, я уж молчу про то, что язык его довольно беден и иногда случаются ляпы, перечеркивающие весь пафос происходящего и заставляющие несколько нервно хихикать.
К содержанию у меня тоже есть претензии: вот как за 20 лет умудрились мутировать в жутких монстров практически все животные? почему не мутировали крысы, поколения у которых меняются крайне быстро... а они только подросли - и все. При этом в метро и на поверхности водится ТАКОЕ, иногда даже почти разумное - вот откуда оно взялось так быстро, а?
Но одного не отнять - книга очень атмосферная. Пожалуй, это не только самые депрессивные, но и самые атмосферные вещи, которые я читала. Как будто сам живешь в этом проклятом метро.
Зы. Я думала, что по этим текстом может получиться очень неплохая игра. Не я одна так думала - игра уже есть;)
"Метро 2035"
Самый большой недостаток этой книги это то, что продолжением предыдущих частей "Метро" (которые 2033 и 2034) она не является, хотя и заявлена автором как прямое продолжение. Да, она о тех же самых героях. Да, она содержит попытку продолжить (закончить?) начатые ранее сюжетные линии, но... (а когда в тексте появляется "НО" - жди подвоха).
Но она жанрово совершенно другая. Она совершенно другая идейно. И эта её инаковость во-первых перечёркивает первые две книги, а во-вторых уничтожает третью - её саму - на корню.
Итак, перед нами попытка написать социальную фантастику. Как-то так. Внезапно и беспощадно. То есть первые два тома была постапокалиптика (не скажу, что гениальная, но хотя бы запоминающаяся относительной оригинальностью идеи), а тут вдруг автору захотелось поиграть в социалку, и он резко всё перекроил. Увы, это так не работает. Получилась неудобочитаемая каша, в которой окончательно канул всякий обоснуй.
Ранее я критиковала присутствие в книге монстров (очень странно, что природ успела так дико измениться за двадцать лет; то есть там совершенно нелогичные какие-то мутанты были - чуть ли не новые формы разумной жизни), а теперь и монстров никаких нет - пустота, и даже воспоминаний о них у людей почти не осталось. Опять же крысы. В первой части - просто бедствие. Жутки хищные громады, сметающие всё на своём пути. Их огнемётами останавливали. А тут... ну крысы. Обычные. Возятся. Грызут-чего-то. Видимо, мутировали обратно.
Автор перекроил всю свою вселенную, перекроил характеры своих героев, вывернул их мотивацию. К сожалению, от такого вольного обращения вся ткань истории начала трещать по швам. Продолжение не вписывается в сюжет, а столь вольного обращения сюжет не прощает. К тому же, как ни крути, любая франшиза, особенно вписывающая в себя приквлы, вбоквелы и компьютерные игры, начинает жить по своим внутренним законам, которые, разумеется, изначально задал автор... но вот резко поменять всю физику происходящего даже автору не под силу. Такие фокусы могут произведение только убить, что, в общем-то, и произошло. Перед нами картонная декорация с нелепо дёргающимися марионетками.
Мне было жаль потерянного времени, правда. Очень слабая книга.

Комментарии


Спасибо, очень правильная рецензия