Больше рецензий
8 ноября 2019 г. 00:12
2K
5 Мастер и Мадонны
РецензияКто не помнит эту песню Высоцкого:
С меня при слове «37» в момент слетает хмель.
Вот и сейчас вдруг холодом подуло —
Под этот год и Пушкин подгадал себе дуэль,
И Маяковский лёг виском на дуло.
Задержимся на цифре 37. Коварен Бог —
Ребром вопрос поставил: или-или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,
А нынешние как-то проскочили.
Я бы вставил сюда еще один куплет, надеюсь, великий бард будет не в обиде.
И как-то ненадежно тут выглядит апрель,
И не сдержать измученного стона,
День в день на этой цифре скончался Рафаэль
И плакала Сикстинская мадонна.
Да, великий творец Возрождения тоже прожил только 37 лет, причем, по некоторым данным он умер ровно в день своего рождения - 6 апреля.
Именно Рафаэля выбрало издательство "Комсомольской правды" для самого первого альбома своей амбициозной серии "Великие художники". В книге всего 48 страниц, не очень много текста, большая часть занята иллюстрациями, на которых представлены главные и лучшие произведения художника.
У меня родилась довольно странная аналогия с картиной Васнецова "Три богатыря", на которой изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Так вот и три великих итальянских живописца эпохи Возрождения начала XVI века представляются мне подобными богатырями. Леонардо да Винчи - безусловный Илья Муромец не только итальянской, но и мировой живописи, Микеланджело - степенный Добрыня Никитич, а вот молодой Рафаэль больше всего соответствует самому юному из богатырей - Алеше Поповичу.
Известно, что ему удалось познакомиться с обоими корифеями и поучиться у них, перенимая мастерство, а кроме того общался Рафаэль и с самым ярким представителем немецкой школы - тоже современником - Альбрехтом Дюрером.
Происходил Рафаэль из семьи поэта и художника при дворе герцога Урбинского, что по меркам того времени можно обозначить, как "из интеллигенции". Обучение он проходил в Перудже у мастера Пьетро Перуджино.
Творчество Рафаэля делится на два периода: Флорентийский (1504-1508) и Римский (1508-1520). Именно с флорентийского периода начинается потрясающая серия рафаэлевских мадонн, за 15 лет мастер создал 30 полотен с изображением Мадонны, что в среднем дает 2 картины в год. На большинстве картин Мадонна держит младенца на руках, но есть и исключения, например, "Мадонна со щеглом" (1506).
Апофеозом темы является потрясающее полотно, один из самых известных шедевров мировой живописи, - "Сикстинская Мадонна", жемчужина коллекции Дрезденской галереи. Эту картину называют симфонией живописи, сложная композиция заставляет зрителя концентрироваться на глазах Марии.
Считается, что моделью для мадонны на этой картине послужила любовница и натурщица художника по имени Форнарина. Рафаэль был замечательным портретистом, работы этого жанра также широко представлены в альбоме, в том числе и портрет Форнарины под названием "Дама с вуалью" (1515).
Представлены в альбоме фрески художника, среди которых выделяется знаменитая "Афинская школа", где в образе Платона представлен Леонардо да Винчи, а в образе Гераклита - Микеланджело, образцы алтарной живописи, графические работы.
Комментарии
В конце Второй мировой войны в январе 1945 г. «Сикстинская мадонна», как и другие картины Дрезденской галереи, были спрятаны в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от Дрездена. Благодаря этому они уцелели при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 г. В мае 1945 г. картины были обнаружены группой советских военнослужащих под командованием младшего лейтенанта Леонида Рабиновича.
После войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году. Перед этим «Мадонна» была представлена московской публике.