Больше рецензий

HullettWoofy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 ноября 2019 г. 15:56

732

3 Спойлер Прогнившее пирожное.

После прочтения этого романа осталось очень двойственное впечатление.С одной стороны,я не могла не оценить детально и точно прописанные характеры и человеческую психологию,незаезженность и откровенность сюжета,шикарный натурализм и индивидуализм,отсутствие клише и книжных стереотипов,атмосферные описания,необычные литературные приёмы,живость истории,позволяющие верить в её правдивость.С другой,все эти достоинства облиты помоями из мизантропии и желчности авторов,которые сочатся из каждого слова.Я никогда не читала ничего,где бы настолько сильно выражалось отвращение и презрение ко всему миру.Гонкуры мастерски передают читателю ощущение окружающей грязи,разврата;возникает сильнейшее чувство брезгливости,даже подташнивает.Хочется помыться,почистить зубы,отодвинуться от книги,отложить её.Братья явно разочаровались в людях,принципах,морали;их постоянно захлестывает снобизмом и высокомерием;простая женщина(не из высшего света) для них-грубая,некрасивая,унижающаяся похотливая самка,нуждающиеся в жалобах животное,

Все подскакивали,дрыгали ногами.Женщины неистовствовали,извивались,приседали,неуклюжие,разгоряченные,подстегнутые хлыстом животного веселья.Во время кадрили они назначали свидание своим кавалерам:«Встретимся на помойке!»

простой мужчина-бесхребетный,неспособный чего-либо добиться,сознательно или нет мучающий окружающих,ограниченный и погрязший в поисках наслаждений бездельник,бедные люди,особенно женщины,все грязные и неопрятные,в «одежде цвета нищеты»,

Казалось, они не носят белья,и это накладывало на них печать уныния,нечистоплотности,печать чего-то такого жалкого, потухшего,приниженного и неопределенно зловещего,словно все они пришли не то из ломбарда,не то из больницы для бедных.

афроамериканка-необразованная,«завистливая и злобная мулатка»,мстящая за неспособность подняться до уровня европейца,людям с лишним весом тоже досталось,

не скупясь на чувствительные вздохи и добродушные мины,пустив в ход ту обволакивающую,мягко стелющую хитрость,которая так свойственна расплывшимся от жира людям,толстуха добилась своего.

а также животным(«три мерзкие собачонки»).Даже в прекраснейших описаниях сквозит это чувство всепоглощающей гадливости,злой ненависти.Возникает ощущение,что перед тобой красивое,обильно украшенное кремом нежное бисквитное пирожное-просто произведение исскуства,а откусишь-какой-то гнилой привкус,причём понимаешь,что десерт всё ещё очень вкусен,но наслаждаться,естественно,не получится.Если уж и доешь,то без смака,стремясь не задерживаться,а быстрее проглотить,пока не проявился привкус.
Единственный персонаж,которому Гонкуры симпатизируют-это мадмуазель Семпрония де Варандейль(она врожденная аристократка,естественно).В неё вложены все их представления о добродетели,праведном образе жизни,они представляют ею как некую святую самоотверженную мученицу.Только вот она больше напоминает мазахистку,так как добровольно не только позволяет над собой издеваться,но и делает всё,чтобы это продолжалось.Отец держал её в доме на правах служанки,она,даже став взрослым человеком,безропотно выполняла всё,что этот старый самодур считает нужным:переставала общаться с немогочисленными подругами,выходить на улицу,делала всё по дому,не пыталась помешать ему,когда он спускались на ветер их деньги,делала всю работу по дому,а позже и вовсе много лет только и делала,что работала над бесполезными переводами,потому что её родителю пришла в голову эта замечательная идея по обогащению,которую он и ставил только себе в заслугу.

Она жила,заживо погребенная под книгами Вазари,ещё более одинокая,чем прежде,из врожденной высокомерной брезгливости чуждавшаяся лиль-аданских обывательниц с их замашками в стиле мадам Анго и слишком плохо одетая,чтобы посещать обитателей замков.

Можно подумать,что Семпрония просто не могла уйти,но,как оказалось,это не так,и она оставалась добровольно и безропотно,лишь единожды поставив возмутившись и поставив ультиматум уйти:прорвало её,когда отец притащил в дом прислугу и нажил с ней ребёнка,а именно когда женщину посадили за один с ними стол,ведь Семпрония за столом обычно прислуживает,а никакой простолюдинке она прислуживать не собирается.Только тогда она и добилась своего-ухода сожительницы отца.Ну а в целом,женщина жила в таких условиях и потакала отцу,пока он не скончался,сказав на последок,что он знает,что она никогда его не любила.После этого она и её брат получили наследство,и она жить свободно и в достатке,однако

Семпрония сочла,что ренты в пять—шесть тысяч ливров недостаточно для благополучной жизни семьи, в которой подрастают двое детей,и тут же решила отдать брату свою часть наследства.Это предложение она сделала необычайно просто и чистосердечно.Брат согласился,и она поселилась вместе со всей семьей в удобной квартирке на улице Клиши,тогда еще неполностью застроенной.Квартира находилась на пятом этаже одного из первых домов этой улицы,куда ветер,весело гуляя в белых остовах неоконченных зданий,доносил дыхание полей.Мадемуазель де Варандейль продолжала вести там самый скромный образ жизни,носила дешевые платья,во всем себе отказывала,довольствовалась худшей комнатой и тратила на себя не больше тысячи восьмисот—двух тысяч франков.

Потом над ней стали издеваться и выжили из дому жена-афроамериканка брата и их злобные мулаты-дочери,ведь она такая прекрасная и белая,а они такие ужасные и тёмные.И все эти злодеяния при той доброте,которую Семпрония к ним проявляла:

Хотя мадемуазель де Варандейль придерживалась старорежимных взглядов на негров и ставила немногим выше обезьяны свою цветную невестку—невежественную,говорившую на ломаном французском языке,бессмысленно смеявшуюся и пачкавшую своей жирной кожей белье,—все же ей удалось победить ужас и отвращение отца и вырвать у него позволение на встречи с женой брата.

А эта жёнушка мало того,что брата посмела в Америки в себя влюбить(хотя ещё даже рабство не отменили),выходив его от смертельной болезни,так ещё и вот какая подлая оказалась-детей против добрейшей тётушки настраивает(хотя я очень сомневаюсь,что эта тётушка хорошо скрывала свои «ужас и отвращение»,в том числе и к племянницам).В общем,кроме крайней надменности и спесивости,Семпрония ещё и испытывает гадливую ненависть к священникам,презирает чернь,потеряла уважение к королю(ведь он позволил этой черни его свергнуть),не любит «выскочек»-людей пытающихся улучшить своё материальное или социальное положение,ведь права должны иметь только врожденные аристократы.А служанке,которую она под старость лет любит как дочь,сносит её затяжные депрессивно-агрессивные состояния,мадмуазель говорит,когда та целует ей руки «хватит лизаться,ты мне руки продырявишь»,а узнав после смерти об её грехах реагирует так:«Хорошо,что она подохла,собака!И я еще должна платить!И ребенок к тому же!Ах,шлюха!Пусть же себе гниет где придется!
Вы правильно поступили,господин Анри(что похоронили её в общей бесплатной могиле)».
Главная героиня Жермини Ласерте(та самая служанка) тоже безропотная страдалица с серьёзными мазохисткими наклонностями,никогда не пытающаяся ни изменить своего положения,ни оправдаться(например,когда она девочкой забеременела после изнасилования),ни попросить о помощи.Нет,девушка добровольно топит себя в болоте,опускается всё ниже и ниже,унижается и напрашивается на это унижение,добровольно идёт на страдание.Зная,что её не любят,используют,презирают и издеваются над ней,будучи неоднократно обманутой,отвергнутой и вываленной в помоях,понимая какое содержимое канализации представляет собой её избранник,Жермини всё равно таскается за ним как собчонка,бегает по притонам,платит за его выпивку,развлечения и девок,позволяет им потешаться над собой,ввязывается ради него в пожизненные долги после самого большого унижения со стороны его лицемерной годами бесплатно эксплуатирующей её матери,понимая,что уж точно у них ничего не будет.В конце она вообще,после того,как не видилась с ним много лет,когда она вроде образумилась и всё поняла про него,зная и обвиняя его во всех несчастия своей жизни,всё же у неё опять срывает крышу,и она начинает его тайно преследовать и страдать от того, что видит его вполне довольного и с девушкой.Ещё одного своего любовника Готрюша,который несерьёзно относится к жизни и пьёт,но не является злым человеком,Жермини сама всячески подталкивала на унижение себя,давала ему деньги,которые также брала в долг,хотя он никогда её не просил,покупала ему что-то, ждала его на холодной улице или лестничной клетке,хотя он опять-таки её не просил,а когда Готрюш проявил на её счёт серьёзные намерения,то обвинила его во всем этом и опустила ниже плинтуса.Гонкуры её жалеют,но при этом и презирают(она и правда достойна презрения,и сама на него напрашивается),она явно не смогла выйти из своих несчастий с достоинством,добровольно избрав пьянство решением своих проблем,а позже и какую-то отвратнейшую форму гиперсекуальности(в эти моменты описание Жермини было поистине страшным,причём во всех смыслах).Почему она,например,дала те огромные деньги,раз уж не могла иначе и так любила своего бывшего любовника(если бы не заплатили,то его бы забрали в армию),не под расписку,хотя понимала,что просто так назад ей их никто не вернёт?Даже когда она совсем опустилась,отношение к ней окружающих можло бы быть совсем другим,именно она так себя поставила,что все считали себя вправе ее призерать и всячески попирать.Ту же грубую,пьющую и распутную Адель ведь так не воспринимали.Это тоже своего рода гордыня,ведь определённых людей Жермини сама презирает(и всегда ставила себя выше их,что тоже обьясняет реакцию общества на её «падение») и лучше будет терпеть всеобщую анафему и опускаться всё ниже и ниже,чем сохранит достоинство,но признаёт свою к ним принадлежность,пусть это и не совсем так.О чём-то хорошем в жизни гг упоминается лишь тогда,когда оно заканчивалось.Вследствие многочисленных психологических травм,здоровое желание Ласерте быть любимой женой,матерью,к чему она была предрасположена самой природой,её чувственность и страстность стали казаться ей чем-то грязным и противоестественным,и от таких мыслей,длительного воздержания от своих потребностей и вечного внурненнего стыда и отвращения к себе(из-за чего она и позволяла окружающим так к себе относится,ведь считала,что заслужила это) трансформировались в нимфоманию.В конце концов,Жермини стала получать извращенное удовольствие от своих несчастий и унижений,стала искать их,наслаждаться своим страданием,возможно,несколько «очищая» себя подобным образом.Эта героиня,безусловно,сама дошла до всего,что с ней случилось,начиная с последствий изнасилования в детстве.Жизнь давала ей сотни шансов,которыми она не воспользовалась, выбирая всегда самое худшее,и,даже не попробовав,не веря,что лучшее возможно.В конце она уже и не хотела этого лучшего,для неё уже было бы оскорбительно отойти от образа извечной страдалицы,ведь не зря она столько перенесла.Так что к гг испытываешь тоже самое,что авторы:смешанную с отвращением жалость.
Все остальные персонажи занимают позиции злодеев,иногда их негативные свойства сильно,как мне кажется,преувеличены,вернее преувеличена концентрация таких людей(иначе всё очень печально).
В такого человека,как Жюпийон поверить очень трудно,это,наверное,один из самых отвратнейших мужских персонажей в литературе.

Для молодого Жюпийона любовь была лишь средством удовлетворения нечистого любопытства,поводом для того,чтобы,сблизившись с женщиной,овладев ею,потом иметь право злорадно ее презирать.


Женщина будила в нём одни только непристойные помыслы,и в её страсти он усматривал нечто запретное,недозволенное,грубое,бесстыдное и забавное,нечто созданное для издевки и иронии.

Интересно,кстати,что такого мерзейшего мужика братья Гонкуры сделали женственным,что они неоднократно подчёркивали.Жюпийон не способен ни на жалость,ни на малейшее чувство привязанности к кому-либо,совесть у него полностью отсутствует,он любит заставлять людей страдать и полностью сознает это,его разум крайне ограничен,ему ни до кого нет дела,если человек ради него умрёт, он об этом даже ни разу не вспомнит,единственная цель его жизни-разного рода удовольствия и развлечения.Жермини,которой он изломал всю жизнь,ради того,чтобы один раз попробовать то,что ему было в тот момент интересно и что льстило его непомерному самолюбию,заботилась о нём как о родном с самого детства,для него же это не стоило и ломаного гроша.Я вообще не понимаю,как можно так воспринять человека,с которым до этого были подобные тесные отношения.По моему,Жюпийон-психопат в чистом виде,и это,наверное,наследственное,так как воспитывался от вдали от лицемерной,делающей всё лишь ради выгод и тоже никого не ценящей матери.Самое обидное,что именно такие вертлявые манипуляторы обычно выходят сухими из воды,отовсюду выпутываются и живут без каких-либо терзаний,ведь нет чувств-нет и страданий.
Читается книга легко и очень интересно.Диалоги здесь просто великолепны,очень живые,идеально передающие характер и сословие человека.К сожалению,их очень мало,и в основном повествование идёт наративом и в каком-то ускоренном темпе,хотелось бы побольше подробностей,и чтобы какие-то вещи именно показывали,а не рассказывали.В описаниях,пожалуй,слишком много перечислений.Начальная сцена никак не была обыграна и не несла никакого смысла,не понятно,зачем её вообще вставили,будто просто какой-то обрывок из середины вытащили.Жаль,что в русском переводе невозможно передать выделенные курсивом фразы и слова-тогдашние неологизмы,профессионализмы,жаргонизмы и диалектизмы.
Мне кажется очень не правдоподобным,что Жермини,видясь ежедневно с Семпронией,могла скрыть от неё свои пьянство и беремонность.Хотя то,что скрывают последнее,я встречала во многих книгах того времени,и всё равно это кажется мне странным,даже несмотря на пышные платья и кринолины(которых здесь нет).
Конечная сцена выражает разочарованность Парижем и бесчеловечность порядков,скрытый страх смерти и какую-то бессмысленнность жизни,после которой,если человек не в состоянии оплатить себе место на кладбище,то будет подвергнут забвению,а его останки осквернены.Вот опять двойственность Гонкуров,которые,при своём надменном презрении к людям,которые ниже их по положению,отстаивают по-своему их права,демонстрируют несправедливое к ним обращение,говорят,что они тоже достойны,чтобы о них писали,и что они тоже имеют чувства и внутренний мир(а вот какой внутренний мир-это опять вопрос,их ответ на который лежит по другую сторону их двойственности).
P.S.Очень интересная статья Владимира Шора,иногда публикуемая вместе с данным произведением,«Братья Гонкуры:их эстетика и романы» может сильно помочь в понимании личностей и творчества этих писателей.Также возможно её успешное использование в качестве из краткой,но достаточно подробной биографии.