Больше рецензий

2 ноября 2019 г. 11:38

620

2.5

Рано или поздно многие любители книг начинают интересоваться не только непосредственно художественными историями, а жизнью писателей и историей жанра. В рамках интереса к литературе ужасов вас может заинтересовать книга О. Разумовской, в которой собран материал лекций по истории готической литературы.

Книга состоит из четырех частей. Первая, самая большая часть, занимающая больше половины книги, отведена предтечам литературы ужасов – английской и германской традициям. Следующие три коротких лекции посвящены авторам, вынесенным в заголовок книги – Эдгару А. По, Говарду Ф. Лавкрафту и Стивену Кингу. Профиль каждого из авторов рассматривается в ключе разных страхов. У По это страх смерти, у Лавкрафта – страх жизни, у Кинга – страх молчания.

Здесь нужно сказать, что название книги как бы лукавит, ведь материалу о собственно трех великих фигурах в истории жанра ужасов отводится преступно мало места. Особенно учитывая скромный объем всей книги. О каждом писателе приводятся данные биографии и отображение этих фактов в творчестве. Каждая лекция плавно переходит в следующую, и на Кинге книга просто обрывается, пренебрегая выводами.

Можно добавить, что автор ощутимо отдает свое предпочтение По и Кингу. А вот к Лавкрафту чувствуется отсутствие расположения в том, как описаны его страхи, и что творчество расценивается лишь как побег от реальности. То есть экзистенциальный страх смерти и социальная направленность произведений ставится выше мастерства создания миров и атмосферы ужаса. На мой взгляд, такой подход сложно назвать профессиональным.

В заключение, отмечу, что книга больше ориентирована на читателя, уже знакомого с мэтрами литературы ужасов. Например, знание романа «Сияние» Кинга помогает воспринимать материал в книге Разумовской. Кроме того, по прочтении, может отсутствовать ощущение полезности лекций, так как их содержание сводится в основном к историческому экскурсу, который можно почерпнуть из иных открытых источников. Отдельно порекомендую «Сверхъестественный ужас в литературе» самого Лавкрафта. Учитывая все вышесказанное, не рекомендую книгу покупать тому человеку, который ожидает увидеть в ее содержании исследование творчества вынесенных в заголовок авторов.