Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2019 г. 22:42

2K

5 Крылатые фразы от крылатой благодетельницы

Есть такой афоризм знаменитый "Учитель приходит тогда, когда ученик готов" и есть другой "Каждый сверчок знай свой шесток". Казалось бы совершенно разные смыслы заложены в этих крылатых фразах, но вот, мне так кажется, что в этой нашей старой и короткой сказке они соединяются в нечто единое.

О смысле сказки "Курочка Ряба" споров не меньше, чем по главному философскому вопросу бытия: "Что было раньше - яйцо или курица?" Обращает на себя внимание тот факт, что в обоих случаях присутствуют и яйцо, и курица. Такое совпадение вряд ли представляется случайным и позволяет предположить, что незатейливая сказка в самом деле имеет какое-то отношение к тайнам бытия.

Яйцо - древний мифический образ, оно выступает и как источник всей жизни - Мировое яйцо, и как даритель жизни - Солнце, и как плодотворная идея. Думаю, что в этой сказке его логичнее всего рассматривать в последнем качестве.

И что мы получаем: есть некий социум, представленный дедом и бабкой, этот социум получает новую и сильную идею, просто "золотую" идею, но он к ней не готов. Ну, это всё равно, что жителям какого-нибудь племени огласить принципы толерантного европейского общества или алгоритм работы компьютерной программы. Но это я, наверное, не очень удачный пример привел, потому как подобные ценности за золотые вряд ли сойдут. Но вот новое вероучение вполне может выступать в роли золотого яйца.

Итак, некий Будда или Христос снес для своей паствы золотое яичко новой истины, а она до них не доходит, не готовы они её принять, чувствуют, что вещь ценная и она им нужна, но никак не бьется, что ни делай. А тут еще всякие мыши - шаманы старых истин - хвостиками машут и разбивают, в смысле дискредитируют, новую идею и дед с бабкой в слезах от бессилия возвращаются в лоно старых представлений о мире.

И тогда до курицы-Христа или Будды доходит, что золотое яйцо - это для касты посвященных, для профессиональных толкователей, а простому народу надо яичко попроще, чтобы билось просто и усваивалось легко. Вот так и рождается новое учение, всегда имеющее два уровня - для посвященных и для стада.

Но всё, что я сказал относится к первому афоризму, про ученика и учителя, а второй - про сверчка можно рассматривать следующим образом: если людям, недостойным того, свалится в руки какая-то большая ценность, они всё равно не смогут ею воспользоваться, их или обманут, или ограбят, скорее всего, обладание такой ценностью будет даже создавать угрозу для их жизни. Как сказано в книге Притчей Соломоновых "Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога".

Вот и дед с бабкой имея сокровище не знали, как извлечь из него пользу и были откровенно несчастливы, а потом их, скорее всего, ограбили. И только когда источник благодати земной - мировая курица-несушка - дала им по чину их, то бишь тот шесток, который подходил для этого сверчка, то всем стало хорошо и все обрели искомое счастье.

606

Комментарии


)))Я догнала с третьего прочтения,что Вы хотели сказать))) Интересное и совсем недетское объяснение)


С третьего раза? Это мне минус :)


Совсем нет )


Браво, Сергей! Просто шикарное толкование известной сказки!

Есть такой афоризм знаменитый "Учитель приходит тогда, когда ученик готов" и есть другой "Каждый сверчок знай свой шесток"

А есть, например, и такое: «Не по Сеньке шапка».

Конечно, этими вечными вопросами, затронутыми в «Курочке Рябе», задаются многие писатели. Впрочем, далеко ходить и не нужно. Вот мы сейчас в группе ЧКВ обсуждаем «Опасный поворот» Пристли. Центральная тема этой пьесы как раз и касается истины. Что предпочесть: горькую правду или сладкую ложь? Стоит ли будить спящую собаку? Можно ли на большой скорости благополучно преодолеть опасный поворот? Ответ будет для каждого свой. И он тоже зависит от степени готовности человека к восприятию истины и от уровня развития его личности на данный момент. Как и в «Курочке Рябе». Всему своё время.

Кстати, автор этой рецензии до сих пор почему-то так и не заглянул в упомянутые обсуждения. Ждём… )))


А ещё можно, например, в обычном простом яйце увидеть символ обыденности, приземлённости, прозы жизни, а в золотом – её поэзию, возвышенность, жизнь духовную.


Как-то уже не хватает в сказке гусей)))Видно тут им не место)))


А ещё из простого яйца можно сделать яичницу, простую и сытную жизнь, как бы она ни была обыденна. А на золотое яйцо можно сколько угодно любоваться, это эстетично, но без еды просто умрешь. И при отсутствии еды его можно продать, чтобы поесть. )) Жизнь и смерть. Эстетично умереть или просто и сытно жить? ;)


Совершенно верно! Из простого яйца можно сделать вкусную и сытную яичницу! А в обыденной жизни нет ничего плохого, она далеко не всегда является пошлой. Никто ведь и не противопоставляет прозу жизни её поэзии. Обыденность и возвышенность должны находиться в гармоничном единстве, без перекоса в любую из сторон.

Да, золотое яйцо можно и продать, чтобы поесть. Но, к сожалению, дед и баба не догадались так поступить. Вместо этого они сидели и плакали. Но "крылатая благодетельница" не оставила их в беде.)))

Эстетично умереть или просто и сытно жить?

Как говорится, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Соответственно идеальный вариант – эстетично и сытно жить. Если же так не получается, то, безусловно, сначала должны быть удовлетворены первичные физиологические потребности человека, касающиеся его биологического выживания. А уж потом можно и душе своей крылья отращивать, чтобы стала она такой же крылатой, как и Курочка Ряба.)))


Совершенно согласна с гармоническим единством и всем красивым комментарием. :)


Ну,а если читатель и слушатель ребёнок?Получается,он только и поймёт,что яйцо обязательно нужно бить и дед с бабушкой слабаки и им нужно помогать.Мышь то ли неловкая,то ли просто вредная,а Курица-всемогущая,как Дед Мороз)


Так ребёнку больше и не надо. Ведь любая хорошая сказка содержит в себе несколько слоёв понимания, рассчитанных на людей с разным уровнем развития. Для детей эти слои, как правило, фантастические, а для взрослых - абсолютно реальные. Повзрослев, ребёнок окажется более готовым к восприятию не только поверхности, но и глубины.


Нужно всегда быть готовым к вопросам ребёнка,который ещё без развития))Мне кажется,что для малыша эта сказка вообще не годится,только рассматривание картинок и разработка двигательных функций и эмоций)Хочется дойти до самой сути))