Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

28 октября 2019 г. 07:05

7K

5 Так много тем в небольшой повести

С творчеством А. Г. Алексина я познакомились совсем недавно,так как в детстве его повести прошли мимо меня. Книги писателя относят к подростковой литературе, ведь главные герои у него обычно школьники, но и взрослым не менее интересно следить за драмами и сложными ситуациями, которые разворачиваются на страницах его произведений. Они были написаны достаточно давно, можно сказать, относятся к прошлой эпохе, оттого вдвойне интересно анализировать моральный выбор героев, примеривать эти ситуации на наше время и сравнивать различные подходы как в вопросах образования, так и в детско-родительских отношениях.

Например, данное произведение предлагает задуматься над тем, как меняется отношение к воспитанию детей, в частности, оставление их полностью на попечение бабушек. Героиня повести - пожилая учительница - единолично воспитывает внучку, которую молодые археологи-родители с годика оставили ей, как опытному педагогу (хотя будь она продавщицей цветов, это вряд ли изменило их решение). Невольно возникает вопрос, зачем они поспешили завести ребенка, если более 5 лет ребенок живет у бабушки, а они проводят время на раскопках. Может потому, что в советские времена семья без детей считалась неполноценной и, идя на поводу у "так принято", люди заводили детей и оставляли их на других, так как желания воспитывать или возможности просто не было?

Еще одна интересная тема в книге - это отношение учительницы к своему сыну, который является учеником ее класса, более того, она его классный руководитель. Тяжелый моральный выбор: как относиться к своему ребенку в школе, чтобы не назвали «любимчиком», и ее не обвинили в пристрастности.

спойлер
Вера Матвеевна выбирает путь строгости, она максимально придирчива к сыну, причём часто пользуется информацией, которую узнала как мама, чтобы потом предъявить ему обвинения как строгий классный руководитель. Изначально героиня полагала, что сын ее понимает, но в финале осознает, что такая ситуация в школе и жёсткость матери, граничащая с жестокостью, нанесла вред их отношениям.
свернуть

Мать становится заложником мнения окружающих и из боязни, кто бы что ни подумал, она предпочитает первой выступить против того, на чьей стороне должна быть по определению, обличить и наказать своего ребенка, даже в том случае, если его вины нет. И в этом я тоже вижу примету прошлого времени, где детско-родительские отношения были менее важны, чем мнение окружающих о том, хорошо ли родители воспитывают детей.

Ну и, конечно, главная тема этой повести о том, как порой нелегко учителю ужиться с учеником, который имеет силу и смелость отстаивать свое мнение, не пасует перед авторитетом взрослых. Только много десятилетий спустя главная героиня осознала, что подгонять всех под одну гребёнку не стоит, ломать того, кто крепок и уверен в себе, вовсе не цель нашего образования. Ведь именно из таких "сложных", непокорных учеников часто вырастают прекрасные специалисты, ученые, первооткрыватели - те, кто не боится рискнуть и выделиться из толпы.

А я в те годы, не отдавая себе отчета, стремилась привести все сорок три характера своих учеников к общему знаменателю. И этим знаменателем была я сама.
А на самом деле жизнь доказала мне, что нельзя подавлять человека. И что добро каждый должен творить по-своему. И что третий в пятом ряду не должен быть похож на пятого в третьем ряду...


спойлер
И эта мысль в повести невольно возвращает меня к обдумыванию другой повести автора - «Безумная Евдокия». То ли автор себе противоречит, то ли многие неверно понимают посыл его повести, ведь учительница Евдокия как раз, наоборот, пытается сделать всех учеников как она, не любит иных, тех, кто выделяется, пытается их задвинуть, индивидуалистов не поощряет, значит, она не может быть примером хорошего учителя?
свернуть

Резюмируя, всем советую это небольшое произведение, оно стоит того, чтобы быть прочитанным.
картинка Tin-tinka

Ира iri-sa , большое спасибо, что познакомила меня с этим произведением

Комментарии


Мать .... предпочитает первой выступить против того, на чьей стороне должна быть по определению, обличить и наказать своего ребенка.... И в этом я тоже вижу примету прошлого времени, где детско-родительские отношения были менее важны, чем мнение окружающих о том, хорошо ли родители воспитывают детей.

вообще-то это примета любого времени, а конкретно - подхода в воспитании. Оценивать правильно своего ребенка, его плюсы и минусы и уметь их корректировать - это и есть правильное воспитание. А подход "мой ребенок - самый лучший" вызывает встречный вопрос: "Для кого?". В результате родители, подчиняющиеся приведенному утверждению очень часто расхлебывают по полной. Согласитесь, переполненные тюрьмы - это не ошибка правосудия, а именно "мой ребенок лучший и я за него в любом случае, все виноваты кроме него" и т.п. А сколько пьяниц, наркоманов да и просто плохих детей? Разве мало? Вот и получается, так ли "мой ребенок - самый лучший"?
Вообще-то мать должна быть на стороне правды и тогда ребенок будет многое понимать и будет уметь правильно выбирать/ставить приоритеты. А еще матери надо уметь быть мудрой и справедливой.


Не зря мать и учитель должны быть разные люди :) От матерей вовсе не требуется оценивать, от них нужна безусловная любовь (по мнению многих психологов,с которыми я согласна,но у вас конечно может быть иное мнение)
Тюрьмы чаще всего переполнены потому что семьи неблагополучные, оттого что ребенок был не нужен родителям,его растила улица.Опять же жестокость в семье часто травмирует детей и из них вырастают жестокие или поломанные люди.
"Сторона правды" это вообще очень условно,у всех своя правда. Дети от природы редко бывают плохие,чаще всего это последствие воспитания,так что насчет необходимой мудрости матери согласна.
А вы читали рассказ? Согласны с героиней, что она была неправа в отношении с сыном?


Не зря мать и учитель должны быть разные люди

- не обязательно. если мать честно и справедливо оценивает ситуации, поведение всех ребят без исключения, тогда все будет отлично. знаю из жизненных ситуаций. а если мать, как вы пишете не оценивает своего ребенка и только безусловно его любит (или не любит), - тогда да, это проблема для всех. тоже случаи из практики.
да, вы совершенно правы, я не согласна с такими психологами. любовь любови рознь.
ох, не надо все на неблагополучные семьи сбрасывать. если ребенок понимает, что мать (а это для ребенка самый главный критерий) (бабушка/дедушка - т.е. очень близкий человек) на его стороне безусловно всегда и везде - вот тут и стоит ждать проблемы, при этом очень большой. самый главный критик, мнение которого для ребенка в любом возрасте важно, всегда на его стороне - значит, он всегда прав. а значит, все в этой жизни условно. любое его поведение один человек всегда поймет, примет и простит - значит, можно быть как минимум "маминым ребенком", которому позволено все.
я рассказ не читала. только вашу рецензию, в которой не совсем согласна с мнением, которое привела.


я рассказ не читала. только вашу рецензию, в которой не совсем согласна с мнением, которое привела.

Интересно,что вы пропустили часть моей фразы,которая сильно меняет смысл всего предложения. Про справедливость матери вопрос не шел,она как раз выделяла из всех своего сына,но в негативном смысле, именно его работы всегда критиковала перед классом, спешила обвинить прилюдно,не узнав, а есть ли вина. Пользовалась той информацией, которую учитель не знает по определению, он ведь дома не следит за учеником.Ту информацию, что ребенок делился с ней как с мамой,она оборачивала против него, причем именно публично, так как вопрос не в воспитании сына был, а именно в боязни осуждения как учителя.


Да, я не привела часть вашего предложения, но, честно говоря, она не меняет, тем более сильно, смысл лично в моем восприятии. Потому как воспринимается все вместе. В вашей рецензии я увидела (может, ошибаюсь?) попытку в т.ч. оценить детско-родительские и родительско-педагогические отношения прошлого века и сегодняшнего. Вообще-то такие перегибы педагога - это редкость в любом времени, в прошлом веке тоже (во всяком случае, так говорят те, кто в том времени жил и учился). Думаю, и произведение написано, чтобы родители-педагоги, педагоги да и просто родители учились оценивать ситуации объективно.
Одно могу сказать с уверенностью, перегибы - это всегда плохо. Но то, как сейчас культивируют яжемамочки исключительность своих детей и навязывают ее окружающим, тоже требует в т.ч. литературного отображения как минимум.
А психологи... что ж, какая это наука - об этом факте говорит хотя бы тот момент, что защитить научную работу в этой области не проблема).
Вообще-то педагогика - это очень сложная наука, особенно в практике. Тем более, когда на нее "навесили" не только дать ученикам знания, а прежде всего - воспитать. Последний момент - вопрос спорный.


P.S. перегиб в поведении ГГ (согласно вашему краткому пересказу) не понимаю и не принимаю, и не оправдываю (так, вдруг не понятно из сказанного) ).


Галя, мне тоже понравился рассказ, раньше его не читала. В прошлом году дочке задали, я для себя отметила, но всё не до него было. При чём, она у меня такая привереда в литературе, а тут читала и не могла оторваться. Увидев в аудио варианте, даже не раздумывала, что выбрать для нашего Хоровода.