Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 октября 2019 г. 13:09

3K

4 В писательской лаборатории

Стивена Кинга нельзя назвать блестящим стилистом или инноватором писательского ремесла. Если смотреть на его работы именно с позиции литературоведения — в принципе, достаточно быстро становится очевидно, что за замками Стивена мало что скрывается. Но есть вещь, которая абсолютно неоспорима — Стивен Кинг блестящий рассказчик. Я не считаю, что он великий мастер ужасов — хотя бы потому, что для российского читателя (не знаю как для американского) то, что пишет Стивен Кинг — ужасами и не является. Нужно быть очень чувствительной натурой чтоб «пугаться» от произведений Кинга. Но вот что действительно интересно — это его манера рассказа, как он может захватить читателя, причём захватить как ерундой, типа вылезшего из раковины пальца, так и серьёзными вещами, типа вопросов смерти близких родственников и цены, которую придётся заплатить за то, чтоб их вернуть. И пусть цена с самого начала кажется всегда ниже чем выгода — жизнь докажет, что вы ошибались.
С середины жизни Стивен Кинг начинает делать то, что является табу для обычного писателя — он начинает пускать читателя в свою творческую лабораторию. Это происходит и через малые дверки, вроде кратких синопсисов к своим рассказам, но и через большие, вроде данной книги. И да, невозможно научиться писать «Как Стивен Кинг», но вот влезть в его кухню, понять, из чего же, помимо таланта, технически состоят произведения Кинга — чрезвычайно полезно. Поэтому я не рекомендую данное произведение как пособие по писательскому ремеслу, но настоятельно его рекомендую литературоведам. С литературоведческой позиции оно гораздо интереснее, чем с писательской. Сама смелость шага, когда писатель раскрывается перед читатель как с позиции вдохновения (его Пляска смерти , в сущности, об этом), так и с позиции техники писательского ремесла — просто поражает. Автор, который готов на такое, похоже, действительно ничего не боится — хотя мы знаем, что Стивен Кинг боится много чего.
Очень важно отметить — не пытайтесь читать эту книгу чтоб научиться писать. Рецепт писательства, по Кингу, прост: «Пишите каждый день по 20 страниц. И через 20 лет вы станете хорошим писателем». Лучше этого, надо сказать, ничего нет — когда я в молодости услышал этот рецепт, я, признаться. не поверил — теперь я понимаю, насколько же Стивен был прав. Правда и результат может вас удивить, ведь хороший писатель, по Кингу, это тот, кто может продать свои работы, и оплатить ими счета за электричество. Для Кинга вопрос денег всегда был чрезвычайно острым — не все писатели, в промежутках между творческим поиском, работали в прачечной, закладывая в машину пропитанные кровью и гноем простыни — поэтому финансовый вопрос для Кинга всегда важен.
Мой вердикт: данная книга это уникальный способ побывать в творческой лаборатории не мошенника от писательства, который обещает «научить вас» за 20 уроков, а действительно большого писателя, и посмотреть, из чего же, с технической точки зрения, состоят его работы. Причем не с позиции «крупного технического замысла», а именно мелкой техники. Подобного опыта от больших писателей у нас, к сожалению, нет — и это ещё больше добавляет к данной книге.