Больше рецензий

23 октября 2019 г. 19:21

4K

4 ПСС

Почти с самого начала Ортега-и-Гассет сразу ставит точки над i и поясняет, что «По одному-единственному человеку можно определить, масса это или нет. Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, как и все, и не только не удручён, но доволен собственной неотличимостью». Логично предположить, что в любом обществе, как в момент написания книги, так и сегодня та «масса», которая «как все», является большинством. А кто тогда противопоставляется массе? «Избранное меньшинство» -отвечает философ. В данном случае для нас важно (и особенно ценно) что «избранное меньшинство» по Ортега-и-Гассету - это «не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно».
Далее автор в сущности на протяжении почти всей книги раскрывает смысл своих заявленных в самом начале определений и противопоставлений. А когда он (где-то в середине книги) говорит, что «Нью-Йорк и Москва не обещают ничего нового. Это фрагменты европейского завета, которые в отрыве от остального утратили смысл», -не совсем понятно, а что «нового» предлагает он? У меня сейчас, правда мелькнула идея, что, может быть, как раз базируясь на ортеговском этом «непредложении», русская американка Айн Рэнд решает развить его теорию «Избранного меньшинства» и предложить свой вариант «нового» общества – общество рационального индивидуализма (или философию Объективизма)?
В книге много размышлений о будущем и даже есть вполне конкретные попадания (почти про сегодняшний ЕС например): «исторический реализм помогает мне видеть, что Европа как единое общество — не какой-то «идеал», а данность, давным-давно ставшая повседневной. А раз уж это очевидно, возможность общего государства становится необходимостью».
В завершение ещё пару интересных цитат (в качестве бонуса, для дочитавших)):
1. Массовый человек у Гассета «это не столько человек, сколько оболочка, муляж человека.. в нем нет личностного начала.. поэтому он вечно кого-то изображает.. «благородство обязывает». Его-то оно не обязывает ввиду полного отсутствия: это человек sine nobilitate (неблагородный, чернь – из пояснительной сноски) - snob».
2. «Современный тигр таков же, как и шесть тысяч лет назад, потому что каждый тигр должен заново становиться тигром, словно у него и не было предшественников. Напротив, человек благодаря своей способности помнить копит собственное прошлое, владеет им и извлекает из него пользу… Поэтому высший человеческий тип Ницше определил как существо «с самой долгой памятью»».
Степень парлептипности 0,69. Степень густоты (крови) 0,61.

Комментарии


Спасибо большое за интересные соображения. Далее - 4 комментария.
1) Что такое ПСС (в заголовке)?
2) Критикуя Москву и Нью- Йорк, Гассет, видимо, критикует их за отрыв от общих христианских корней, вне коих не может быть ничего нового. Вопрос только в степени отрыва США 30 годов от идеалов христианства, но учитывая, что испанцы - католики, а среди американцев больше протестантов, то отрыв этот был для Гассета очевидностью.
3) Про ЕС, отвечая Гассету, а скорее - Вам: весь вопрос заключается в долгосрочности исторической необходимости ЕС...
4) Сопоставимы ли интеллектуальная и эстетическая ценность Гассета и А. Рэнд, для того, чтобы сравнивать их идеи между собой?


1) ПСС -Почти с самого -первые буквы первых слов
2) Он не то чтобы критиковал, просто в то время эти два города олицетворяли стратегические пути развития цивилизации (как в прочем и сейчас во многом)
3) без разницы -главное -какой вариант удобнее им самими, да и остальным
4) сопоставимы
спасибо за комментарий (и комментарии)


4) Меня терзают смутные сомнения (насчёт А. Рэнд)... :)


И это правильно, научные круги её не признают)