Больше рецензий

23 октября 2019 г. 18:44

547

4 Вторая книга Стивенсона оказалась сыроватой.

Мне книга не зашла, что называется. Сюжет раскрывать не буду, напишу только о своих впечатлениях. Начинается книга драйвово, стебово, с небрежным описанием мира будущего так, чтобы читатель сам додумывал многие детали фантастического антуража. И ты думаешь, что это такой писательский ход. Как, например, в книге SNUFF нашего писателя Виктора Пелевина – когда автор обстебывает существующее общество, используя некий фантастический антураж. И, в принципе, Лавина написана в стиле «SNUFF» Пелевина. Но ведь Лавина - только вторая книга Нила Стивенсона, написанная в уже далеком 92 году, и если уж говорить о плагиате вкуса, то это скорее Пелевин позаимствовал у Стивенсона стиль описания, а не наоборот. Ну да не важно, не о том речь. Пелевин писатель самобытный, не думаю, что он будет у кого-то красть идею. Так вот о стиле Стивенсона – крайне скудно прописано окружающее главных героев пространство. Когда одна из главных героинь направляется в офис федералов, я представлял себе картину абсолютно безлюдных улиц с одинокой героиней посреди железобетоных домов. И в тоже время, в других частях романа жизнь города может быть описана хорошо. В общем, описательная часть очень неровная, как и сам сюжет, который с самого начала развивается очень стремительно, затем останавливается на полном ходу, далее всю середину книги течет очень вяло, затем снова разгоняется, чтобы в итоге выдать нам скомканную концовку. Нет, концовка не открытая, роман завершенный, но, скажем так, удовольствия от концовки я не получил.

Что отдельно порадовало в книге – отсылки к русской культуре и обществу. Тут вам и приятель главного героя – Виктор Чернобыль и русские православные, и еще пара моментов, не буду спойлерить. Интересно описан мир киберпанка будущего, если закрыть глаза на недочеты описания, про которые я написал выше. Удалась автору одна из первых боевых сцен ближе к началу книги – событие после концерта, написано здорово и жутковато.

Что больше всего не понравилось, и я считаю, что это в принципе не к месту в такой книге, так это долгое, нудное описание мифологии шумерской и иудейской культуры. Это абсолютно не захватывает, не создает никакого напряжения, ты не испытываешь ни инсайта, ни озарения, как бывает, например при чтении лихого триллера, когда сюжет разворачиватеся на все 180 градусов и ты говоришь себе – «вот это да!», а потом еще балдеешь от неожиданного поворота минут пять. Так вот, насилие над мозгом читателя путем принудительно запихивания в голову полумертвых мифов и легенд никак не компенсируются дальнейшим развитием сюжета. Это минус, на мой взгляд, очень существенный.

Ну и в итоге, скажу, что книга, в принципе, неплохая, но есть и получше. Например, тот же самый «Нейромант» Гибсона.

Комментарии


Гибсон абсолютно не разбирается в технологиях, совершенно неясно, почему вы ставите его выше Стивенсона.

А вкрапления теорий и научно-просветительской информации, в том числе мифов, это фирменная фишка Стивенсона и она вполне к месту.


Я не ставлю Гибсона выше Стивенсона, как автора. Я говорю о том, что "Лавина", на мой взгляд, хуже "Нейроманта". Впрочем, прочитав половину новой книги Стивенсона ("Падение"), начинаю приходить к мысли о том, что Стивенсон действительно хуже.