Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

23 октября 2019 г. 13:56

847

4.5 Бывшие люди

Эта книга является именно тем, чем обещает быть: последовательным рассказом увлечённого человека о том, что представляет собой его работа. Конечно, тёмных баек в работе судмедэксперта хватает, и после одной такой (не скажу, какой) я даже бездумно пошла осматривать стены у себя дома, но опомнилась и прервала чтение — в лёгком ужасе от того, что автор вполне мог оказаться тысячу раз прав (не скажу, насчёт чего). Но в целом это скорее путеводитель, развенчиватель мифов, свет в оконце судебной медицины, приправленный искренней увлечённостью, — подзаголовок книги не врёт. А вот чёрный юмор и страшные байки — это удел разочарованных в своей работе людей, которые таким образом спасаются от реальности. Об этом стоит помнить.

Кстати, сопровождающие книгу фотографии тоже вгоняли меня в лёгкий трепет ужаса. Сперва я переходила по каждой ссылочке, которую давала электронная книга на Литресе, но на открытой черепно-мозговой травме, причинённой кондиционером, я сломалась. Поэтому открыла файл с фотографиями и, собравшись с мужеством, просматривала их скопом. И это я, которая никогда не прерывала трапезу, даже если в сериале на экране ноута особенно изощрённым образом разделывали очередной труп в очередном детективном сериале. Но то — сериал, а то — реальная жизнь. Мы можем не отдавать себе отчёта, но всегда проводим чёткую грань между художественным вымыслом и реальностью. От пустого бахвальства (и ощутимых рвотных позывов) меня спасало только то, что научно-популярная книга Решетуна о судебной медицине мало чем отличается от обычных на моём редакторском столе рукописей по медицине: там и хирургия, и стоматология, и урология, и анатомия, и нормальная физиология. Правда, там показывают живых, а не бывших людей. Наглядные пособия по судебной медицине мне ещё не попадались, так что у меня были резоны вздрагивать и трепетать, когда открывалась очередная иллюстрация. А вот за реакцию других людей, чья ситуация отличается от моей, поручиться не могу. Не даром на книжке стоит возрастное ограничение 18+. (Кстати, а это идея: можно ставить на наши учебники по медицине «18+», и тогда их будут разбирать как горячие пирожки не только в медвузах. Надо предложить директору.)

Так, о чём ещё стоит предупредить? Если у вас богатое воображение, не стоит читать без перерывов. Само по себе чтение не сложное, неприятности мне доставляло именно воображение. А картинки только подливали масла в огонь. И дочитав до конца, я даже поняла эту забавную-забавную фразу из аннотации — мол, после этой книги люди бросают пить и курить. Никакого насилия со стороны, автора, только факты, факты и истории из собственного опыта.
Хотя, думаю, сила убеждения связана не только с профессионализмом автора, но и с его умением преподносить свой опыт читателю. Многие авторы, не связанные образованием с художественной литературой, но по тем или иным причинам поставившие перед собой задачу написать книгу — не обязательно художественную, но всяко популярную, — совершают одну и ту же ошибку. Они думают, чтобы написать книгу, обязательно надо уметь составлять из красивых предложений красивые тексты — проще говоря, хорошо писать. Да и прочие авторы часто так думают. Из этой ошибки потом проистекают две проблемы: автор или не может довести книгу до ума (хотя читатель об этом и не узнает), или так извращается с языком, что читать книгу потом решительно невозможно. А ларчик открывается просто: надо быть хорошим рассказчиком — и люди сами потянутся к вашим историям. Это главный вывод, который я сделала, столько лет потратив на изучение языка (и чтение книг). Язык вторичен, если вы хотите рассказать историю. И пишу я об этом, потому что где-то в конце «Записок» Алексей Решетун — из скромности или на полном серьёзе — пожалился на недостаточность своих литературных талантов. Но в том-то и дело, что при всей специфичности материала, Решетун умеет рассказывать. Даже будь его книга написана ужасным языком, я бы с удовольствием её прочитала — потому что автор умеет подавать собственный опыт. А не потому что я настолько люблю читать о смерти (впрочем, нет смысла обманывать, люблю). Это изнанка — оборотная сторона — нутряная суть нашего бытия. Фильмы и книги романтизируют её — как и брак, семью, творчество, любовь, богатство, маньяков, дом, полёты в космос, философию, бога, войну, одиночество и прочие Символы человеческого существования. Но, в отличие от них, смерть — это то, что стопроцентно коснётся каждого.
Возможно, автор так хорош в рассказывании историй, потому что много лет вёл ЖЖ-шечку? Разумеется, это не показатель. Но чаще всего у блогеров нет проблем с умением рассказывать — таким в первую очередь и предлагают написать книгу. Однако книга существенно отличается от блога по структуре, и вот как раз об этом блогеры часто забывают. Тут бы их должно спасти высшее образование, которое учит писать курсовые, научные, магистерские, кандидатские работы, даёт методологию и понятие о логике, структуре и терминологии... Должно, но не всегда спасает. Так или иначе, в случае Решетуна, мне кажется, образование сыграло главную роль, а ЖЖ просто придал литературной деятельности определённое направление. Автор умеет просвещать — и делает это доходчиво, с наглядными примерами.

Поэтому в итоге я надеюсь, что он напишет ещё много книг. В первой была затронута общая специфика работы, в следующих придётся хорошенько извернуться с фокусом — на более узкой теме или, может, на изменениях в динамике смертей. Решетун как раз недавно опубликовал вторую книгу, все заинтересованные уже в курсе, да? Кажется, это и вовсе мемуары. Тоже хороший вариант, надо почитать. И эту книгу очень советую прочитать. Впрочем, не обязательно, так или иначе — все там будем. Так что завершить свой отзыв я хочу прекрасной фразой, подсмотренной в инстаграме Решетуна. Ибо, что бы вы ни решили, дорогие мои будущие бывшие люди, — всё тлен, поэтому просто помните:

ДВЕРИ МОРГА ВСЕГДА ОТКРЫТЫ

Нон-фикшн, тур №70
Наперегонки со временем, тур V, ход №3 (Настоящее — Абориген)
____________________________________
Цепочка: «Провокационные истории от сотрудника крематория»«Записки увлечённого судмедэксперта»

Комментарии


Мне стали интересны две вещи. Первая - чего там всё же со стенами? Вторая - что это внизу после игр указана за цепочка такая?


Там была история про неучтённого "жильца", чью мумию нашли в стене во время ремонта))).

А цепочка - это так, пометка для себя. От какой книги я пришла к прочитанной и куда пошла потом (: Обычно это книги, объединённые темой, или каким-то приёмом, деталью, героем, но самое главное - они вызывают стойкие ассоциации друг с другом. С этими двумя нонфикшенами о смерти всё более-менее очевидно. А вот в начале года я прочитала "Стоунера" и от него через три книги пришла к "Амстердаму" (см. поле внизу), и это пока самая длинная цепочка. Если утрировать, то она возникла примерно так:

(преподаватели) Стоунер+Пнин = американские университеты -> Тайная история (о смерти в американском университете) = вакханалии (Древняя Греция) = Череп Бетховена (глава про музыку и вакханалии в Древней Греции) -> музыка -> Амстердам (один из главных героев композитор)

Мне просто интересно, к чему рано или поздно меня такие цепочки приведут)).