Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

23 октября 2019 г. 10:46

587

3 Пейсатель-сценарист

Все знают, каким ужасным вышел фильм "Ночной дозор", правда, не все (из чувства ностальгии или по каким-то иным причинам) желают это признать. В экранизации романа Лукьяненко отсутствовал сюжет как таковой, нарушались законы вселенной, актеры сами не знали, что играли, а еще там была отвратительная музыка и ужасный звук, отчего невозможно понять, что они говорят. Я не помню ни одного элемента в фильме, который бы получился хорошо.
Я узнал, что Лукьяненко в свое время в сборнике "Атомный сон" опубликовал первоначальный вариант сценария. Надо сказать, что Лукьяненко числился сценаристом и самого фильма. Выходит, идиотской битве на мосту, где Иные почему-то схватились за мечи и копья, а не за магию и артефакты, а также лифту, пробивающему крышу, а еще загадочному Максиму Ивановичу*, мы обязаны именно ему. Перечислять идиотские моменты фильма можно до бесконечности, поскольку там несуразно вообще все, но речь идет о сценарии.
Я ожидал открыть этот самый киносценарий и прочесть почти то же самое, но...
Каково же было мое удивление. когда я обнаружил, что сценарий повторяет на 90 % сюжет первой книги!
Все, кто видели фильм и читали книгу, знают, что сходств между ними вообще нет. Режиссер грубо наплевал на первоисточник и слепил совершенно невнятную историю про какого-то алкаша, который сам не знает. чего хочет, и его придурка-сына.
Здесь же мы видим того же самого Антона, того же самого Гесера, того же Завулона, напарников Антона, Егора, не являющегося его родственником, и др.
Нет также отношений между ведьмой Алисой и вампиром Костей (гори в аду тот идиот, который придумал эту линию для фильма - это же надо, ведьма будет спать с нежитью!).
Что интересно, сценарий начинается также со сцены, где Антон приходит к ведьме, чтобы та помогла ему приворожить назад ушедшую от него жену или невесту. И вот это ЕДИНСТВЕННЫЙ момент, где первоначальный сценарий хуже того, что мы увидели в фильме. Потому что в сценарии Лукьяненко включил неожиданный идиотский твист: ведьма не являлась ведьмой, а была сотрудницей Ночного дозора, а Антон как бы отрабатывал какой-то оперативный сценарий, в общем, вся сцена была элементом его стажировки. Это было очень глупо!
Лукьяненко не умеет писать сценарии и не может даже попытаться представить, как то. что он пишет, будет выглядеть в кино. Он нагромоздил в сценарии длинные диалоги, скопипастив их туда из своей книги, со всеми своими псевдофилософскими рассуждениями, но в кино так не работает. Зритель не должен умереть со скуки и ерзать в кресле. Есть даже закон, что каждые две минуты на экране должно что-то произойти, если речь идет о блокбастере. Даже болван Бекмамбетов это знал, и у него на экране летали какие-то болтики, что-то взрывалось, кто-то беспричинно орал, демонстрируя российскую школу актерского мастерства. Это не имело ни малейшего смысла, но позволяло удерживать зрителей у экрана.
Сценарий Пейсателя с таким унылым темпом повествования на экране смотрелся бы не менее нелепо. Да, здесь нет Максима Ивановича* и дебилов, размахивающих лампами, но это просто очень. очень скучно!
И да, хотелось бы вернуться к началу и задаться вопросом - почему сценарий так изменился?
Насколько нужно не уважать собственный труд, своих читателей, будущих зрителей, чтобы просто взять и изменить все до неузнаваемости. наплевав на законы вселенной, на логику, на здравый смысл?
Наплевательское отношение к своему же труду выражается и в этом сценарии тоже! К примеру, Лукьяненко без всяких причин переименовал Бориса Игнатьевича (Гесера) в Бориса Ивановича. Почему?

0:04

Мне скажут - ну, это же мелочи. Какая разница - Игнатьевич или Иванович?
Нет, здесь мелочей и пустяков не бывает. Если автор забывает, как зовут его персонажа, это говорит о его невнимательности. Читатели-то ничего не забывают. И если они натыкаются на эту "мелочь", они не могут уже проникнуться книгой, не могут заменить настоящую реальность реальностью выдуманной вселенной, они начинают уже оценивать книгу с точки зрения критика, а не читателя - а это неминуемо приводит к недоумению, разочарованию и прочим негативным эмоциям.
Но Пейсателю плевать - продукт же продается!

*Максим Иванович - это работник электростанции из фильма. Там была сцена, где Семен, Антон и Ольга ехали в служебной машине, и Семен внезапно сказал: "Надо Максима Ивановича спасать". Бросив все дела и забыв, куда они ехали изначально, он помчал машину к электростанции, но там уже все взорвалось, и Максим Иванович, по всей видимости, сдох, а с ним и другие работники, о которых Семен не беспокоился. Как только электростанция взорвалась, погас свет во всем городе, и об этом персонаже все забыли. Абсурдность этой незаслуженно забытой сцены достойна того, чтобы сделать Максима Ивановича мемом российского кино. Самое забавное, что Максима Ивановича играл тот же актер, что в самом начале играл случайного свидетеля битвы сил Света и Тьмы - то есть, насколько всем было наплевать