Больше рецензий

VikaKodak

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 октября 2019 г. 10:52

391

3.5 Семья превыше всего

Нехороший человек Маттиас Эдвардссон уже на старте вносит смуту в читательские ряды. Коварное “почти” заставляет нас пристально всматриваться в благополучный фасад семейства Сандель, предвкушая тот момент, когда рванет. А, между тем, таких благообразных представителей среднего класса еще поискать. Папа - пастор, мама - адвокат, дочь - импульсивная девица, которые в свои девятнадцать точно знает, чего хочет от жизни, и никакие родители ей не указ. Словом, все, как у людей. Но в один прекрасный день дочь оказывается в следственном изоляторе по подозрению в убийстве.

Несмотря на то, что именно убийство запускает всю лавину событий, книга Маттиаса Эдвардссона только успешно маскируется под детектив. Родителей Стеллы ни в малейшей степени не интересует, кто лишил жизни Кристофера Ольсена. Их основная забота заключается в том, как бы половчее вытащить любимое чадо на свободу. Соответственно, в фокусе внимания не расследование преступления, а то, каким образом супруги Сандель собираются реализовать свои планы. Папа ищет козла отпущения, мама - юридические зацепки, которые позволили бы дочери выйти сухой из воды, а Стелла то замыкается в угрюмом молчании, то норовит излить душу хоть кому-нибудь.

Маттиас Эдвардссон пишет не о преступлении и наказании, а о том, как безнадежно далеки взрослые дети от своих родителей. Разве гиперопека помогает Адаму Санделю держать под контролем жизнь своей любимой доченьки? Автор неплохо демонстрирует, как потеря эмоционального контакта неумолимо разрушает семью. И, увы, даже шоковая терапия в виде судебного процесса не способствует тому, чтобы отцы и дети повернулись лицом друг к другу. Мать и отец действуют каждый сам по себе, Стелла упорно отказывается от свиданий с родителями. И нет сомнений, что, если птичку выпустят из клетки, она взмахнет крылышками и рванет в теплые края, оставив отца и мать разгребать осколки рухнувшей жизни.

Если социальная драма Маттиасу Эдвардссону удалось, то детективная интрига оказалась слабенькой и предсказуемой. Не понравилось мне и то, что за пятьсот с лишним страниц я так и не смогла составить определенное мнение о Кристофере Ольсене. О жертве можно судить только на основании слов двух юных дев, каждая из которых заинтересована, чтобы Крис выглядел в глазах суда отнюдь не невинным агнцем. Большую часть книги мы смотрим на Кристофера Ольсена глазами Стеллы, которая точно также ломает голову над загадкой - виновен или нет? И, на мой взгляд, Маттиас Эдвардссон оставляет место для обоснованных сомнений, которые, как мы уже знаем, могут стать основанием для вынесения оправдательного приговора.

Книгу я слушала в исполнении Олега Новикова. Олег не переигрывает, и, о счастье, не пытается говорить женскими голосами. Принимая во внимание композицию книги, наверное, лучшим вариантом был бы тот, в котором каждый персонаж имел бы свой голос, но и такая озвучка вполне имеет место быть. Спасибо чтецу, с ним мне было легко и комфортно.

Нет, Маттиас Эдвардссон не удивил меня, но все же заставил задуматься. И, в первую очередь, над тем, как же все они будут жить дальше - родители, которые так безоговорочно поддержали своего ребенка, почти не сомневаясь в его виновности. И ребенок, который знает правду.