Больше рецензий

17 октября 2019 г. 11:19

230

4

Самуил Лурье – писатель, критик и историк литературы. В своей книге он рассуждает о произведениях разных эпох и стилей. От Омара Хаяма до Владимира Набокова.
У этой книги есть такой эффект. Когда читаешь, ощущаешь себя сильно умным, потому что вообще взялся за неё. Но в то же время чувствуешь себя сильно глупым, потому что мысль автора бежит далеко впереди твоей собственной, потому что он там видит чего-то такое, что ты и не видел никогда. И «Капитанская дочка» Пушкина, и «Робинзон Крузо» Д.Дефо открываются с совершенного нового ракурса.
Сразу скажу, что книга эта - на любителя. Во-первых, для тех, кому всё ещё интересны Стивенсон, Дэльвиг, Сервантес, Андерсен и Фет, например. Во-вторых, для тех, кто любит нестандартный подход к литературе. Когда штампы заменяются личным отношением, авторитеты перестают быть таковыми, а незначительные детали начинают становиться важными. Например, Гоголь здесь – уже не просто «дядька с каре, который жжёт», а писатель, твёрдо верящий в высокое назначение человека – каждого человека. И только у Лурье я прочитала, что «никогда и нигде не звучала по-русски столь неистово и нежно высокопарная музыка обиды и свободы», как у Лермонтова.
Захотелось перечитать классику и увидеть её новыми глазами.
Из минусов. Показалось, что автор иногда прямо вот чересчур «умничает». Понятно, что знает он много, что выводы может делать глобальные. Но зачастую его въедливость и снисходительный взгляд сверху меня напрягал. Но, несмотря на то, что книга сложная, специфическая, от неё остаётся ощущение глубины, очень серьёзного и вдумчивого подхода. После Лурье мир литературы видится ещё более интересным, разнообразным и многообещающим.

Источник

Комментарии


Соглашусь со всем - оригинальность поразительная, но иногда и проглядывает сознательное запутывание смысла. Тем не менее - очень ярко.