Больше рецензий

17 октября 2019 г. 06:03

1K

3 Голливудщина или о тлетворном влиянии центра мирового кинемотагрофа.

Этого автора посоветовал мне один знакомый. Сказал, что там о книжном лабиринте, множественных пространствах, да и просто очень увлекательно. Я взяла это на вооружение, заметив, что когда-то мне очень нравился аргентинский автор Хулио Кортасар, который писал прекрасные короткие новеллы, действие в которых как раз и происходило в нескольких временных пластах, но делалось это так талантливо, что читатель, осознавая это, воспринимал рассказ как единое целое и неделимое повествование. Сразу же добавлю, если любите хорошую литературу, читайте только классиков. Хулио Кортасар, почивший в 1984 году, теперь уже приравнивается к классикам.

Я доверилась своему другу и подумала, что вот наконец появился второй Кортасар. Нашла первую книгу Карлоса Сафона "Тень Ветра" и вот только сегодня утром закончила ее читать, по дороге на работу, в электричке.

Впечатление - жаль потерянного времени. И ведь очень обидно за автора - видно, что Карлос Сафон может писать и мысли у него иногда попадаются очень умные. Но эта книга - дикая смесь различных жанров, от готического романа с элементами детектива с любовными коллизиями и прямиком до шпионского романа. Казалось бы, чего же еще читатель тебе надо... А вот просто очень нудно было читать так как многие сюжетные ходы были абсолютно предсказуемы. Спойлер: брат и сестра; Каракас не умер, а живее всех живых; две любовные линии, повторяющие друг друга, только с разницей в 20 лет.
Все персонажи книги вызывали раздражение, за исключением Фермина - этакого острослова с замашками Дон Жуана.
В романе я обнаружила пару временных несостыковок, что говорит о том, что автор и редактор не удосужились перечитать книгу как единое целое, а правили только кусками.
История повествования, особенно в начале книги, когда главному герою еще только лет 15-18, очень напоминала по стилю Девушку с татуировкой дракона Стива Ларсона.
И почему в городе все время идет дождь, или же просто холодно? А закат и морской прибой изображаются всегда в кроваво-красных тонах?
Если кто бывал в Барселоне, то знает какой это красивый солнечный город, с причудливой архитектурой. Ничего этого в романе нет. Барселона похожа на любой город планеты, да хоть и на Лондон с его знаменитыми туманами.
Мне совсем непонятно, какое отношение к повествованию имеет так хорошо разрекламированный на обложке роман-лабиринт. Ведь история, изложенная в романе совсем не нова. Это история дружбы и предательства случившаяся в далеких 20-х и эхом отразившаяся в 50-х годах прошлого века. То есть затрагивается временной промежуток приблизительно протяжённостью в 30 лет, за которые в Испании случились Гражданская и Вторая мировая война (которой, кстати сказать, совсем не уделяется никакого внимания). За эти 30 лет из мальчишек главные герои превратились, при чем все до единого, в полнейших неудачников, сводящих счеты друг с другом, поминая давние детские обиды. Ну при чем тут Книга, о которой упоминается на первых страницах романа? Вместо книги вполне можно было обойтись старой фотографией или же каким-нибудь старым предметом: от картины до предмета туалета. Никакой связи с так громко заявленным Кладбищем Забытых Книг просто не наблюдается.
Главный герой Даниель уже в 10-летнем возрасте прямо таки неистово влюбляется в женщину старше его по крайней мере лет на 10. Юный герой мыслит и рассуждает как вполне сложившийся мужчина. Отец Даниеля - существо просто какое-то аморфное: не учавствует в жизни сына, иногда правда напоминает о себе, когда сидит в кресле или же готовит еду главному герою, к которой тот никогда не притрагивается.

Ни один персонаж книги детально не проработан: вначале один из героев может быть представлен как исчадие ада (отец Хулиана Каракса), избивающее жену и ненавидящее собственного сына, а потом это просто душка человек, любящий отец и испытывающий угрызения совести супруг.

По-моему мнению этот роман просто набор штампов. Герои-любовники совершенно не разговаривают друг с другом, но всегда все понимают без слов: " Он посмотрел в глаза и молча кивнул", "Мы любили друг друга молча, на полу его гостиной", "Мадам понимающе кивнула и поцеловала меня в щеку". Вот только недавно закончила читать Дэвида Коперфильда написанную Чарльзом Диккенсом. До сих пор хожу под впечатлением. Какие проработанные характеры, комичные или же страшные в своем демоническом предназначении образы. А сколько же там диалогов! Персонажи постоянно общаются друг с другом, и если не воочию, то посредством эпистолярного жанра. Контраст между этими двумя книгами так велик, что я пожалуй еще долго не возьмусь за современный опус, так как Тень Ветра надолго отбила у меня охоту к подобной посредственной мути.

Кстати, о Голливуде! Мне кажется, что как писатель Карлос Сафон (Зафон) вполне мог сложиться - он не глуп, пишет хорошим литературным языком, умеет закручивать сюжет, но все портит его пристрастие к голивудским штампам. Какие-то зверские сцены, драки, непоследовательность действий персонажей, надуманность сюжета (замурованная заживо Пенелопа и ее мертвый ребенок, жуткие роды, деспотизм родителей - и все это не в средневековом замке или же в удаленном английском поместье, а в цивилизованной Барселоне 20-х годов прошлого столетия). Я ознакомилась с биографией автора и с прискорбием для себя узнала, что он уже давно живет в Калифорнии и пишет сценарии для Голливуда. Вот это-то и сыграло не последнюю роль в провале так широко и ярко разрекламированной книге этого автора.

Комментарии


С интересом прочла Вашу рецензию, хорошо аргументированная, однако для меня чрезвычайно удивительная позиция! Мне не показалась надуманной история Хулиана и Пенелопы, она страшная, нелогичная, необычная, однако в духе общей канвы повествования. Автор рисует мрачный и зловещий окружающий мир, использует для этого описания холодного и враждебного города. Это лишь восприятие персонажа, сильно сомневаюсь, что сам Сафон не любит Барселону. Хоть и зловещий, город показался мне не менее живым, чем герои, автор с любовью создает его образ. Очень сожалею, что Вам так не понравился роман, я искренне считаю его замечательным.


Спасибо Дарья за ваш комментарий. Что же, наши вкусы разгятся. Читайте Кортасара, он намного интереснее.