Больше рецензий

16 октября 2019 г. 16:10

2K

5 "Мечты, мечты, где ваша сладость?" (с)

С «Американской мечты» начинается моё знакомство с Эдвардом Олби, которого часто называют представителем театра абсурда, а саму пьесу – блестящим образцом американского вклада в театр абсурда. И драматург здесь действительно доводит поступки и мысли своих бездушных персонажей до полного абсурда и идиотизма. При чтении я много смеялась, и уже за одно это благодарна автору, до краёв наполнившему собственное творение юмором и сатирой, гротеском и аллегориями, нелепостями и абсурдом.

В своей комедии Олби иронизирует над понятием "американская мечта", изображая её в виде ребёнка-мечты, вызывающего у приёмных родителей неприязнь и раздражение. Но проблема, на мой взгляд, заключается не в самом всеамериканском идеале, а в возможной поверхностности, пошлости и глупости людей, способных исказить любую цель до неузнаваемости и даже не заметить этого.

Аналогия с ребёнком мне кажется очень удачной. Если родители не вкладывают в ребёнка-мечту всю свою любовь и душу, то из него вырастет психологический инвалид, который сам будет страдать и, конечно, никому не принесёт счастья. Ведь нельзя же дать то, чего у тебя нет. Поэтому сначала надо стать счастливым самому, чтобы потом этим счастьем делиться.

Причём ребёнок для героев-супругов – это не плод взаимной любви, которого (как и любую мечту) желательно самостоятельно зачать, выносить, родить, бережно вырастить и отпустить в свободный полёт, а какая-то вещь – маленькая игрушка, купленная в магазине на распродаже. И отношение к нему соответствующее – как к вещи. Мамочке и папочке важен не сам ребёнок-мечта, а лишь неоспоримый факт обладания им. О заботе, ответственности, уважении и знаниях, необходимых для правильного взращивания мечты-ребёнка, нет и речи. Ведь мечтатели-родители совсем не желают прикладывать необходимые творческие усилия для достижения своего же счастья - "американской мечты". Будучи сами бесчувственными живыми трупами-роботами, они хотят, чтобы им всё преподнесли на блюдечке с голубой каёмочкой и в рот положили.

А ребёнок-мечта, из-за горе-родителей потерявший свою целостность, способность любить и лишённый ими же всяких чувств и эмоций, просто не в состоянии достичь полноценной реализации заложенного потенциала. Материальное благополучие, безусловно, является одной из важных составляющих "американской мечты". Но без нравственной основы, укреплённой любовью и состраданием, мечта становится безжизненной. И если в погоне за мечтой человек будет стремиться ИМЕТЬ свободу и счастье, а не БЫТЬ свободным и счастливым, то извращённая и лишённая внутренней плодотворной сердцевины мечта погибнет…

картинка Ludmila888

Благодарю группу «Драматургия» за удачный выбор пьесы для совместного чтения, благодаря которому я открыла для себя нового автора.

Комментарии


Спасибо большое за интересную заметку, за напоминание интереснейшей темы, связанной и с Америкой, и с нами...
Автора не знаю, книгу не читал, принимаю как данность, что она хорошая, но в диалог с Вами вступить попытаюсь.
Предполагаю, что и по отношению к художественному произведению как интерпретации определённого этапа жизни удачно применять принцип историчности. И тогда возникает вопрос - в какой момент (точнее - десятилетие) американскую мечту превращают в её противоположность? Какой исторический контекст у процесса обезлюбливания - обесчувствования - и, в конечном итоге, обессмысливания, американской мечты? Как Вам кажется, размышлял ли об этом аспекте проблемы Эдвард Олби?
---
Увлекательна и специфика отношения к поискам русской мечты, тут добавляется ''великий треугольник'' - власть, интеллигенция, народ...


Спасибо за комментарий! Ну и вопросиков Вы мне накидали! )))
Да, "американскую мечту" можно рассматривать с разных точек зрения: и как исключительно национальный феномен, и как общечеловеческое явление. И иногда понятие "американской мечты" сравнивают с "русской идеей".
Вероятно, Великая депрессия сыграла не последнюю роль в углублении расхождения между американской мечтой и реальностью, сделав его более заметным. Но в своей комедии Олби, огорчённый постепенным крушением первоначальных идеалов, не затрагивает исторических причин этой специфически американской трагедии. В предисловии же к пьесе автор фактически бросает обвинение обществу:
«Эта пьеса - экзамен Американской Сцене, атака на подмену искусственными ценностями настоящих в нашем обществе, обвинение в самодовольстве, жестокости, бессилии и пустоте; она противостоит заблуждению, что все в этой нашей безумной стране замечательно.
Пьеса оскорбительна? Я, как раз на это и рассчитываю, это было моей целью оскорбить - так же как развлечь и позабавить. Это нигилизм, аморальность, упадничество? Хорошо, тогда позвольте мне ответить, что Американская Мечта - это картина нашего времени, как я его вижу, конечно. Каждая честная работа - это персональный, личный вопль, заявление о своей собственной радости или боли, но я надеюсь, что Американская Мечта - нечто большее, чем это. Я надеюсь, что она преступает границы персонального и личного и говорит о том, что является нашей общей болью»
.


Большое спасибо.
Мне кажется, этот автор в будущем может весьма меня заинтересовать. Биографию его и творчество стоит внимательно изучить.
Занятно изучить особо 2 момента - 1) как он перенёс сначала эпоху маккартизма, 2) а затем - как именно он реагировал на убийства братьев Кеннеди и М. Л. Кинга...
Еще раз большое спасибо.


нельзя же дать то, чего у тебя нет. Поэтому сначала надо стать счастливым самому, чтобы потом этим счастьем делиться.

Очень точное замечание! Жаль, что об этом многие забывают. Спасибо за интересную рецензию))


Вам спасибо, Лика! )