Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

12 октября 2019 г. 13:47

864

3 Искусственный омут

Я когда-то начала читать эту книгу, осталась недовольна и бросила без сожаления, что для меня редкость (обычно бьюсь в стену до последнего). И вот, спустя несколько лет, выпал шанс попытаться снова. Начала и удивилась – хорошо же вроде, почему в прошлый раз так вышло?

Стала читать дальше. Вспомнила.

Идея и посыл у книги хорошие. У пятнадцатилетней Ауры мама больна шизофренией. Семья распалась – отец завел другую, бросив заботу о бывшей жене на совсем юную дочь. Аура, в то время совсем ребенок, мало знала о болезни и считала, что раз маме от лекарств плохо, то ей не нужно их принимать. Поэтому врачам звонить не надо, да и вообще, упекут маму в психушку, а ее сплавят в детдом… Поддержки Ауре ждать некуда – мать все чаще уходит от реальности, а ее единственная подруга Дженни погрязла в собственных проблемах – родила, бросила школу, мается одна с младенцем на руках.

Проблема заключается в главной героине. Я понимаю, что сложная жизненная ситуация и все такое. Поэтому глупости Ауры, вспышки гнева, ее попытки решить проблему самой, которые она сама признает незрелыми, даже не рассматриваю – одинокий и потерянный ребенок, тут все ясно и простительно.

Но дело в том, что Аура – это не просто страдающая девочка. Это Холден в юбке (ладно, в балахоне) без поправок на философию. Все, кого она видит – мерзкие и тупые. Буквально каждый встречный-поперечный удостаивается нелестного эпитета, будь то взрослый, подросток или ребенок. Лишний вес, внешность, скудоумие – Аура составит полный набор и придумает предельно оскорбительные сравнения. И этого так много, что списать все на подростковый бунт и нервное перенапряжение просто не получается. Сама она (или автор) зациклена на кедах, словно они – краеугольный камень подросткового существования.

Также мне категорически не понравилось, что ложные убеждения Ауры не развеяли. Понятно, в таком возрасте девочка растеряна, и ей можно простить отношение к матери – да, она заботится о ней, но тщательно скрывает ее болезнь, ведь мама-шизофреничка – это невесть какое позорище, и ложиться в дурдом (именно под таким названием фигурирует психиатрическая больница) – это конец света. Потом Аура понимает, что лечение может помочь, но никто толком не дает ей понять: болезнь – это проблема, в которой человек не виноват, этого не стоит стесняться, и уж тем более нельзя опускать психически нездоровых людей как класс. Мировоззрение Ауры, похоже, остается – в дурдоме все сплошь ужасные психи, но моя мама, слава богу, выкарабкается из этого. Взрослые ведут себя немногим лучше, и мне хочется верить, что это не авторское мировоззрение.

Хотя, как много автор вообще знает о шизофрении, остается вопросом. Главы книги предварены вписками якобы от Ауры, от которых хочется хвататься за голову. Во-первых, верх понимания человеческой беды. Цитирую: «В других случаях означенные родственники уходят из семьи, тем самым подтверждая тот факт, что они мерзкие, эгоистичные ничтожества». О’кей, это нехорошо, но не все такие супергерлз, как Аура – можно было бы и полегче, обстоятельства и судьбы у людей разные (причем давайте вспомним, что Ауры попросту не было возможности уйти, так что еще вопрос, как бы она себя повела в иных обстоятельствах). Во-вторых, железная убежденность, что Ван Гог страдал шизофренией. Это преподносится как непреложная истина и привязывается к разным моментам его биографии, замечательно ее коверкая. В-третьих, большинство «фактов» о болезни, грезится мне, взяты не из Википедии даже, а с каких-то сомнительных форумов.

При всем при этом книга написана неплохо, есть интересные моменты – например, панический страх Ауры, что она тоже заболеет, ее опасение, что искусство для нее может быть опасно. История ее отца, «сглупившего» по-молодости. Фреска, написанная матерью Ауры.

Но вот все вышеперечисленное историю безбожно портит, часто ее было мучительно неприятно читать.