Больше рецензий

10 октября 2019 г. 13:42

1K

5 ...она вот так лежала и смотрела в небо, и боялась в него вывалиться. (c)

Я не то, что не могу определиться со своим отношением к книге, я даже с жанром запуталась. Что это? Социальная фантастика? Магический реализм? Городское фэнтези? Философская проза? До середины книги было больше вопросов, чем ответов. До середины - мне не нравилось. До середины - я не понимала. Слишком много страха, очень быстрое принятие главной героиней своего безвыходного положения, хаотичность нереальных действий перемешиваются с обыденностью настолько плотно, что стирается грань.

Давайте сразу отбросим костыли: вы здоровы, я не маньяк.

В начале всё было пронизано легкой паникой, ужасом, непониманием кто, что, где. Как и у Сашки, мысли у меня были разрозненны и хаотичны, я не могла сформулировать ничего, по поводу этой истории. Даже относительно персонажей, их проработанности и характеров сказать мне было нечего. А дальше прошел семестр. Окончен Текстовый модуль. Сдан зачет. И пришло спокойствие. И понимание.

"Вы свободны, идите". Куда? Она уже много месяцев не была свободна. Как не свободен человек под дулом автомата.

Главная героиня, Сашка, обучается в очень странном месте - Институте специальных технологий. Что это за заведение, и кого готовят здесь - непонятно. Манипулируя совсем еще детьми, кураторы и преподаватели, загоняют их в пучину чего-то необъяснимого. Выйти из поля своего сознания, из своей оболочки, расстаться с привычкой быть человеком, стать кем-то (чем-то?) бОльшим.
Здесь уже видишь грани темпераментов, искуссно прописанные авторами, у всех действующих лиц. Лиза, Оксана, Стерх, Портнов, Егор и Костя. Очень разные, выверенные, филигранно представленные со всех ракурсов, чтобы читателю были ясны и их поступки и их мотивы. Ни убавить, ни прибавить.
У Дяченко просто удивительно богатый слог и воображение. Метафоры, которые они используют, подстегивают, подгоняют фантазию, и ты падаешь в текст, как Сашка падала в черные листы. Буквы обволакивают, погружают, показывают совсем иную реальность, нежели той, что виделась в начале. Всё, что казалось обыденным и клишированным, т.е. героиня, поступившая в странный университет, превращаются в философский трактат о преодолении себя и выборе, который приходится делать. Метаморфозы, происходящие с сознанием и с физической оболочкой поражают и описаны так - что всему веришь. Я думала, что авторам не удастся меня удивить такой простой завязкой. Но нет. Для меня они так и держат нереально высокую планку.


За эти часы Сашка много нового узнала о тишине. Молчание могилы, которой две тысячи лет, не было похоже на беззвучие ледяной пустыни где-то в далеком космосе.

А везде вокруг - слова. Бессмысленные, ненужные, совершенно лишние, они вертяться, простилаются, выстраиваются в нечто такое, что единственно важное. И читатель, как и Саша Самохина, приближаясь к финалу, к экзамену, начинает понимать. Осознавать. Странное, глубокое и многогранное произведение. Оно может показаться бессвязным психоделическим псевдофилософским наркоманским текстом, либо интереснейшим, интригующим произведением, заставляющим задуматься и посидеть со стеклянным взглядом, укутавшись в воображение. Здесь как повезет. Мне повезло. Для меня это - прекрасно.

Не бойся.