Больше рецензий

solne4na9

Эксперт

Девушка, влюбленная в книги

10 октября 2019 г. 09:47

287

3 Первый блин комом или история неудачного знакомства с творчеством Донато Корризи

Знакомство с творчеством этого итальянского писателя я хотела начать с совершенно другой книги, но все откладывала этот момент, пока сама судьба не решила взять все в свои руки и не устроила наше внезапное свидание, иначе и не скажешь.
На очередной встрече московского книжного клуба из магической баночки, со списком желаемых к прочтению книг, была вытянута бумажка с красивым и загадочным названием «Женщина с бумажными цветами». В моей голове мелькнула мысль о том, что это должно быть судьба, тем более, буквально за неделю до этого мне несколько раз попадалась на глаза именно эта книга – на полочках книжного магазина, в метро у читающего пассажира, я даже подумывала уже ее купить, и вот жребий выбрал ее …

Название книги и аннотация выглядели очень даже интригующе, а оформление притягивало взгляд. Я мысленно готовилась погрузиться в детективную историю, разворачивающуюся на фоне первой мировой войны, связанную с загадочным пленным солдатом и некой таинственной женщиной, на которую намекает название книги.

Вступление романа переносит нас в итальянские Альпы, где холодной зимой 1916 года происходят решающие сражения между итальянской и австрийской армиями. В плен к австрийцам попадает загадочный солдат, который не похож на обычного рядового и, возможно, является офицером. Для выгодного обмена военнопленными, австрийцам нужна точная информация об этом солдате и врачу Якобу Руману ставится непростая задача - разговорить пленного и узнать, кем он является. По наставлению майора Руман заключает с пленным итальянцем своеобразный договор в обмен на информацию о его имени и чине. Условия этого договора просты – пленный просит закурить и внимательно выслушать его историю, которая начинается с трех странных вопросов: Кто такой Гузман?! Кто такой он (пленник)? И кем был человек, закуривший на "Титанике"?!

Этот момент становится отправной точкой всей истории, длинной в целую жизнь, которую необходимо уложить лишь в несколько часов до рассвета. История Гузмана, история Исабель, история Дави, история, которая постепенно раскрывает личность и судьбу загадочного пленного.

Завязка истории выглядит интересной, на вопросы хочется найти ответы и сложить все кусочки головоломки в единое целое, но вот реализация, при таком шикарном замысле, оказалась не на высоте. И вот, сейчас, прочитав это небольшое по объему произведение, я сижу в некотором замешательстве, пытаясь выразить на бумаге все свои ощущения.

Осторожно, в рецензии дальше будут спойлеры!

Книга оказалась совершенно иной, далекой в своем содержании от того, что я себе представляла. Она оказалась вовсе не детективом и триллером, тема войны явилась лишь окантовкой для основной истории, а женщина с бумажными цветами мелькнула лишь единожды в романе, никакой ключевой роли в развитии сюжета так и не сыграв.

Эта книга стала для меня одной из тех, в которых описание сюжета, название и оформление никак не стыкуются с внутренним содержанием книги. Немного отойдя от некоторой обиды на автора, издателя или на собственный непонятливый мозг, я решила не бросать чтение, а дочитать и попробовать максимально не предвзято ее оценить. Было сложно, но в итоге я решила остановиться на нейтральной оценке и поставила книге троечку по пятибалльной системе. И вот почему я решила сделать именно так:

1. Меня зацепили моменты, связанные с историями военного доктора. Мне понравилась идея с записной книжкой врача Румана, благодаря которой он хранил память о погибших людях. Этот момент показался мне одним из самых запоминающихся и трогательных во всей книге. Также, мне понравилась история о женщине с цветами и о том, как она их оставляла в кармане халата доктора. Очень жаль, что эта история лишь крошечный фрагмент книги.

2. Мне понравилась общая атмосфера романа, выдержанная в достаточно мрачных тонах с ноткой магического реализма, который проявляется в историях итальянского солдата, благодаря чему сложно отделить вымысел от правды и до конца поверить этим рассказам.

3. Сами истории, рассказанные пленным солдатом, мне понравились. Он оказался прекрасным рассказчиком, и я перелистывала страницу за страницей, погружалась в этот описываемый мир с головой, проникалась атмосферой некой нереальности и ароматами разнообразных сортов табака, который был неотъемлемой частью истории Гузмана. Однако, мое восхищение продолжалось ровно до тех пор, пока не приоткрылась завеса тайн в этих историях. Думаю, теперь можно переходить к списку того, что мне не понравилось.

Но, вот и настал тот неловкий и неприятный момент – поговорим о негативной стороне книги, в которой мне не понравились следующие моменты:

1. Вся атмосфера загадочности и волшебной нереальности разбилась о совершенно скучное и банальное объяснение всех загадок в рассказах пленного, чего стоила только история с раскрытием имени испанской красавицы, такое начало и такой финал разочаровывающий, слов нет.

2. Мотивация и поступки персонажей лишены логики и кажутся совершенно бессмысленными, все попытки объяснить их или понять кажутся просто притянутыми за уши.

3. Не понравился разброс событий, автор попытался впихнуть в такой крохотный объем слишком большое их количество: война, "Титаник", любовные истории прошлого, тема с гермафродитом, бал при испанском посольстве и путешествие врача в финале. Все это на фоне двух временных линий выглядит сжатым, скомканным, особенно это чувствуется по мере приближения к финалу произведения.

4. Слишком большое количество любовных линий, часть из которых просто повисает в воздухе и кроме как намека на личные трагедии в жизни персонажей не дает читателю. Да и личные трагедии персонажей часто берут свое начало в их нелогичных действиях. Выходит какой-то порочный круг, единственной моралью которого мне видится идея о том, что поступать так, как поступали персонажи книги не стоит.

Но, больше всего я раздосадована не всем этим, а ощущением обманутого ожидания, которое столкнулось с реальной действительностью.

1. Я так и не поняла, почему книга называется «Женщина с бумажными цветами» и как это название соотносится с тем, что написано в книге? Женщиной с бумажными цветами была жена военврача Якоба Румана и ее роль может быть важна лишь в рамках его личной истории, в рамках его личных переживаний, тема которых практически не обсуждается в книге.

Этот женский персонаж является глубоко второстепенным и основные сюжетные события совершенно не связаны ни с ней, ни с трагичной любовью доктора, у меня даже мелькнула мысль, что автор специально прописал этот фрагмент в сюжете, дабы просто как-то оправдать название книги.

Если кто-то из вас смог разгадать этот момент с названием книги, объясните мне, пожалуйста.

2. Мне показалось странным, что заявленным жанром указан «детектив», здесь нет даже намека на него: ни преступления, ни расследований, ни каких-то загадочных тайн, которые пытаются разгадать главные герои. Это просто история о жизни, о судьбах разных людей, о любви и человеческих ошибках.

3. А также меня удивило описание-аннотация к книге, в которой говорится о том, что «Врач еще не знает, что рассказ пленного навсегда изменит его собственную судьбу. Потому что жизни этих людей, которые должны быть врагами, на самом деле связаны между собой».

Я так и не поняла, как же этот рассказ пленного повлиял на жизнь и судьбу врача. Война завершилась, врач демобилизовался и выполнил всего лишь одну просьбу – передал письмо убитого. Всё. Как их жизни оказались связанны, что изменилось в жизни врача?

Опять же, если кто понял из вас эти моменты, объясните мне, потому что я чувствую себя сейчас какой-то глупой или невнимательной.

Подводя итог, могу сказать следующее. Книга оставила у меня больше вопросов и вогнала в ступор, причем, это не те извечные философские вопросы, над которыми можно сидеть и размышлять часами, а те, которые выглядят как плохая проработка идеи автором или же искажение информации издателем.

От желания бросить чтение меня остановило только две вещи: отдельные кусочки историй, которые мне пришлись по душе и маленький объем книги. Но, увы, даже все понравившиеся моменты историй под финал растаяли как сигаретный дым Гузмана, и оставили меня с горьким чувством разочарованности и недосказанности.

Буду ли я знакомиться с творчеством Донато Корризи дальше? Да, пожалуй, я дам автору еще один шанс после столь неудачного первого знакомства, но лишь потому, что меня не покидает ощущение того, что это произведение не является типичным и характерным для его творчества и с детективами историями все еще может сложиться иначе.