Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

9 октября 2019 г. 23:13

1K

4 Сказка быль, да в ней намек

До Мураками мне приходилось знать всего одну японскую городскую легенду - про женщину с разрезанным ртом. Теперь же к этому списку прибавилось еще несколько. Отталкиваясь от предыдущего опыта, мне казалось, что японские городские легенды должны быть близко дружны с кайданом, этакие леденящие душу истории на современный лад, и почти так и есть, в большей или меньшей степени. Каноническая городская легенда обычно в реалистичной манере отражает внутренние проблемы и страхи общества, то, что коснуться может каждого, если не быть бдительным. Поэтому как бы городская легенда не казалась абсурдной, где-то там точно "зарыта собака".

Первая городская легенда начинается с предисловия автора - наверное, самая легкая и в некоторой степени сентиментальная новелла, об одиноком гее, который в череде совпадений, познакомился с одинокой женщиной, у которой была родинка на ушке, как у сестры главного героя, с которой он давно не общался. Эта новелла прекрасно задает тон последующим историям, что как бы все, вроде бы совершенно необъяснимое происходящее - это знак. Знак свыше о том, что надо пообщаться с семьей, пока не поздно, жить дальше, перестать зацикливаться на забубонах, отпускать плохое и уметь его принимать. Не потому что, позже будет поздно, а просто ты теряешь драгоценное время. Здесь я оставлю маленькие отзывы о каждой новелле сборника, скрыв под катом свои мысли, на тему "что бы это могло значить?", поэтому для нечитавших, там будут скрыты спойлеры.

"Бухта Ханалей"- это история о том, как мать едет в Гонолулу на опознание своего утонувшего в океане сына. После его погребения, мать в каждую годовщину его смерти приезжает посидеть на берегу, где он погиб. Себе же Сати признается, что не любила сына так, как должна была бы мать, он ей был даже неприятен, как человек. И тем не менее, она каждый год приезжает, чтобы просто побыть в его последнем месте.

спойлер
Может, таким образом Сати чувствует вину, что сын погиб, а она его недостаточно смогла полюбить? Когда ее случайный знакомый говорит, о появлении призрака одноного серфингиста, Сати сначала заинтересована, но потом решает больше никогда не приезжать. На мой взгляд, это может объясняться тем, что она хотела бы для его души покоя, и тот факт, что это призрак сына вдруг стал появляться на берегу, мог показаться Сати, что это она причина его появления - ездит каждый год, вспоминает, играет на пианино... Как вы себе объясняете ее поступок?
свернуть

"Где бы оно не нашлось". У женщины пропал муж. Просто, обыденно, средь бела дня. Они планировали позавтракать, как вдруг позвонила свекровь и сказала, что плохо себя чувствует. Живет свекровь всего на два этажа выше пары, в том же доме, и сын идет на пару минут проведать мать. Оттуда он звонит, успокаивает жену, говорит подавать завтрак, так как возвращается... и пропадает бесследно на лестнице между этажами.

спойлер
В этом рассказе есть явственный флер фантастичности - не случайно изначально нам рассказывается про нелепую смерть отца мужа, якобы уснувшего на трамвайных путях. Но тогда все списали на "выпивал", а что если нет? Если у отца и сына есть неконтролируемая ими способность, как-то проваливаться сквозь пространство и время, оказываясь в самых неожиданных местах? Может, это происходит из-за их контакта с зеркалом - если отец правда был пьян, он мог уснуть на диванчике у зеркала в коридоре, так и не дойдя до своей квартиры и потом быть телепортирован зеркалом на трамвайные пути. А сын, остановившись посмотреть на свою небритую щетину, которую не успел сбрить, мог подумать, что выглядит, как бомж на вокзале и... случилось то, что случилось.
свернуть

Новелла "Перекати-камень в форме почки" имеет как бы два сюжета, объединенные образом этого самого "перекати-камня". Когда Дзюмпей был подростком, отец сказал ему, что в жизни мужчины, имеют смысл только три женщины и тут важно не ошибиться с их выбором. Теперь Дзюмпей начинающий писатель и недавно он познакомился с девушкой, с которой решил поделиться идеей того, о чем он сейчас пишет. Его произведение о женщине-враче, которая нашла когда-то на берегу камешек в форме почки и привезла его к себе в кабинет, где стала использовать как пресс-папье. Но оказалось, что каждое утро приходя в кабинет, камень находился в разных местах кабинета, куда женщина его точно положить не могла.

спойлер
В отцовской философии однозначно есть какие-то недомолвки. Роковых женщин должно быть три, но чему считается, что попытку найти ее можно потратить? Не ты же сам назначаешь женщину на место "особенной", она сама таковой становится (даже в этой же новелле, это можно трактовать так же!). Своеобразно, но "перекати-камень" в жизни Дзюмпея - это сама Кирие. Он случайно ее нашел, был восхищен ее необычностью, но она постоянно в движении, не понятно, кто она и чем занимается. И также, как его героиня от встречи с необычной вещью, он не может не думать о ней, словно зациклившись. Рассказ Дзюмпея получился будто о нем самом, и только случайно услышанное радио-интервью позволяет ему наконец дописать конец этой истории.
свернуть

Пожалуй, "Обезьяна из Синагавы" - самая эффектная новелла в сборнике. Чисто в стиле Мураками, словно с одного мира с Человеком-Овцой. Главная героиня обращает внимание, что стала забывать свое имя. Помнит дату рождения, телефон, адрес, а собственное имя и фамилию - забывает, что приходится лезть в кошелек, чтобы подсмотреть в водительских правах. Проблема эта необычная и деликатная, что Мидзуки решает обратиться за помощью к психотерапевту, и приходит в как раз недавно открывшуюся такую контору при здании мэрии.

спойлер
Пожалуй, тут никаких "расшифровок" не требуется - все прекрасно и понятно разложено, как на ладони. Интересно обратить внимание, что Мидзуки и в годы учебы была необычной девочкой - никаких ярких переживаний у ребенка, даже чувство ревности ей неизвестно. Как выяснилось, никакое чувство вообще не близко Мидзуки. Это навело на мысль, почему Юкко выбрала именно Мидзуки хранительницей своего имени - возможно ли, что Юкко была противоположностью Мидзуки (ведь так и было внешне и по социальному статусу), но также Юкко была невероятно эмоциональна. Она упомянула, что носит в душе ад, возможно, чувства уже через край обуревали ее и девушка была не в состоянии с ними справиться. Мидзуки тоже узнала правду о себе, ужасную, с которой сложно жить и тем не менее, ее можно принять.
свернуть

Все, новелл мало и это один из их главных недостатков, что хочется, как маленький ребенок, просить еще хоть чуть-чуть. Потому что ощущение, "что кушал, что музыку слушал" - вроде вник в интересную тему, настроился на авторский лад, а уже титры. В целом интересно, хоть и мелководно.

Комментарии


Вроде первый рассказ, наоборот, о том, что нет знаков - есть только собственное понимание, поэтому сознание обращает внимание на случайное совпадение и игнорирует тысячи других совпадений.


По моему, это зависит от трактовки - "случайное совпадение" какого-то момента и понятного только самому трактующему, очень легко принять за "знак свыше".