Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

3 октября 2011 г. 13:54

2K

3

Книга прочитана в рамках *Флэшмоба-2011* по рекомендации freyakasi .

Прочитана-то прочитана, а вот рецензия будет о о дарьедонцовости и памперсах.

Начну с основного.
- *Монета падает решкой*: ситуация с романом "Vita Nostra" достаточно серьезная. Книга заодно с ее авторами получила целый ворох отечественных фантастических премий разного уровня и масштаба - здесь тебе и серьезный "РосКон", и качественная премия журнала "ЕСЛИ" - "Сигма-Ф", и юная "Серебряная Стрела", и даже титул книги года по версии уважаемого лично мной Фантлаба. Настраивает на нужный уровень, как минимум.
- *Монета падает орлом*: напоминая, с другой стороны, что прочитанная мной некоторое время назад третья книга цикла "Метамофозы" - "Мигрант или Brevi Finietur" ("Vita Nostra" открывает цикл) вызвала абсолютно брезгливое ощущение поимения читательского мозга, полного отсутствия внятных идей и абсолютно серого, никудышнего внутреннего мира той истории, может быть, и годившуюся в литературную пищу для нулевого читателя, но для писателей приличного уровня, в общем-то, явный моветон.

Что же такое вынесенная в начало рецензии "дарьедонцовость" (или просто "донцовость") в моем понимании? Есть жанры, выполняющие от литературы, например, развлекательную роль. Детективы и фантастика сюда, безусловно, попадают. Книги такого плана отличаются тем, что в процессе чтения происходящее цепляет, бывает крайне симпатично, интересно, иногда захватывающе, несмотря даже на зачастую обычные антуражи - и вот здесь жаждущий интересной истории читатель целиком полагается на мастерство автора. НО - как правило, время такие книги не щадит - через некоторое время ты уже не можешь вспомнить не то, что имени главных героев, а даже информационного, духовного, нравственного, какого_там_еще посыла прочитанного произведения.

Российская фантастика последнего времени болеет донцовостью почти на все свои сто процентов. Не стоит вдаваться в подробности, почему всё так, - пачкаться совестью издательских домов никто не хо.

Так о чем это я? А о том, что с момента прочтения книги прошла, фактически всего неделя, даже меньше - но образы, основные перепетии сюжета, за исключением, конечно, пары важных сюжетных моментов, уже не вспомнить - при том, что читать было достаточно любопытно. В чем же проблема? А в том, что нельзя ТАК писать книги. И не надо здесь бравировать фантастическими премиями - дело в другом. "Vita Nostra", по своей сути - это роман, предназначающийся для молодого поколения, роман взросления, недаром цикл назван "Метаморфозы". По общему замыслу, в конце истории должно быть совсем не то, что было в начале - и к этому самому концу за ручку должен привести "страшный зверь Обоснуй ".

Нашу главную героиню, Сашку Самохину, как и всю историю, этот зверюга взял да и обошел стороной. Есть девчонка. Как все. 16-летняя, молодая, юная, наверное, даже вкусно пахнущая. В один прекрасный момент она встречает таинственного незнакомца в черных очках с золотыми коронками в зубах и буйноволосатой грудью, который странным образом завладевает ее душевным смятением и заставляет выполнять всякую ерунду, мотивируя тем, что в случае неповиновения родня юной и прекрасной начнет умирать, болеть, и т.п. Чтобы родные не страдали, девушке нужно то каждое утро очень рано голой плавать в море до буйка, то опять каждое утро выходить на пробежку и ходить в кусты, простите, пописять. После чего ее каждый день чуть позже рвет золотыми монетами, которые ей нужно собирать. Помимо дисциплины ради дисциплины непонятно, зачем именно. Плавай, писяй и собирай.

В дальнейшем оказывается, что наша девчонка особенная (правда, непонятно чем), и посему ей нужно ехать учиться в институт в далеком городе. Потому что нужно. И вот *наконец* перед нами разворачивается картина этого обучения. Три долгих года молодое создание будет испытывать лишения, издевательства преподавателей и сокурсников, брожение чувств к противоположному полу, страшные нагрузки на нервную систему, учебные перегрузки, ...чтобы прийти к своему Призванию. И здесь, казалось бы, все нормально - все так и должно быть, если мы говорим о юном / молодом поколении людей в процессе становления личности...

....но Дяченко всё портят. Во-первых, своими нижепоясными репликами. Думается, они призваны вызывать некоторый культурный шок (за который в советское время, наверное, супружеской чете устроили бы экскурсию на Колыму, а в наше время уже все можно, чо) - девочка, ходящая зимой в туалет под кусты. Старенький сгорбленный преподаватель, с ехидной улыбочкой советующий девочке поскорее расстаться с девственностью. Комментарии а-ля "ну, у вас же есть менструации, вы взрослая, должны понимать" или "я сейчас тебе эту прокладку в жопу запихну".

Во-вторых, скудостью общей атмосферы. Девчонка три года живет и учится, сначала в общежитии, потом в отдельной квартире - а описание мест, где она побывает за эти три года, занимает от силы два абзаца, половина из которых - то, что на ее улице есть фонари. В "институте" вообще такое ощущение, что есть две локации (аудитории) и коридор, которые эти локации связывает.

В-третьих, и это к вопросу о памперсах - в книге всё сухо, как попка младенца. Молодая девушка, у которой происходит ломка сознания сообразно возрасту. Да любое воображение нарисует вам особу, которая должна (ведь правда?) ради чего-то учиться, но и влюбляться, заниматься сексом, чувствовать, постигать, узнавать. Этого в книге вообще нет. Ни описаний, ни лепестков сакуры, ни красиво падающих в грустные моменты капель дождя, я уж не знаю, что там еще. Ничего. Как будто если о чувствах юной женщины писал бесчувственный мущщино. Есть только некоторая Е.Х., ради которой все студенты должны в казарменном стиле выполнять приказы и не думать ни о чем. Мол, делай, потому что надо. Делай, потому что сказано. Учись, детка. Ради самого обучения, конечно, а ты что хотел.

В-четвертых, авторам таки всё-равно удается потихоньку складывать интересный мир, учитывая жанр "городская фантастика", но только он начинается вырисовываться, как оппля - и книга закончилась. Привет.

В конце истории Дяченко делают своеобразный пируэт, пытаясь вывести все к постижению юным созданием Любви как основообразующей истине жизни, но хоспади, как же это все нелепо сделано. Финал является оборванным и предлагает додумывать то, что додумывать абсолютно не хочется. Читателю хочется ЧИТАТЬ. Читать интересно и с увлечением. Мы живем не в пятидесятые, где картинка показывала двух разнополых людей, раздевающихся в разных комнатах, после чего следовало затемнение экрана, и зрителю нужно было додумать, что там происходит. Время у нас другое, эпоха быстрой информации - и писатель должен это понимать, иначе книга будет написана для тиража, а не для юного/молодого читателя.

В конечном итоге и финал, и вся сюжетная метаморфоза главной героини вызывает просто жалкий и огорченный смешок. Персонаж фактически даже не взрослеет - этого не видно. Добродушная юная девушка Сашка не превращается в Александру - остается добродушной юной девушкой Сашкой. И всё, финита. Вот уже второй раз сталкиваюсь с этим ощущением у авторской четы Дяченко. Причем в рамках одного и того же цикла. Постоянство - признак....кхм, мастерства.

ИТОГ - да, безусловно, в наше время потерянных талантов и юных людей, которые сидят в социальных сетях, погрязают в виртуальностях и ничего от жизни не хотят, "Vita Nostra" ставит актуальные, нет, не так - АКТУАЛЬНЫЕ вопросы . Кто ты? Чем ты будешь заниматься в своей жизни? Кем ты хочешь быть? Что ты готов сделать, как готов упахиваться и разбиваться на осколки, чтобы у Тебя это было? Но ответы в этой книге искать не нужно - их там нет. "Vita Nostra" - всего лишь обрывчатый и поверхностный романчик о несостоявшемся взрослении.

1 2

Комментарии


Уважаемый Jedaevich! Если Вы воспринимаете фантастику только как развлекательный жанр, да еще ставите в один ряд с детективами, то у меня складывается впечатление, что НАСТОЯЩЕЙ фантастики Вы вообще не читали (такой как Бредбери, Азимов и т. д.), и боюсь Вам в принципе ее не понять. И писать рецензии на эту тему - все равно, что слепому обсуждать яркость зеленых листьев весной. По поводу современной фантастики, так я с Вами согласна, что практически вся она, за небольшим исключением (Дяченко сюда входит), находится на уровне "дарьедонцовости". Но у меня сложилось впечатление, что Вам если не это именно и надо, то чего-то очень близкого, судя по Вашим "во-вторых и в-третьих ". Обсуждаете детали, а главного и так и не увидели. А стоило как раз об этом поговорить. И по поводу четвертого замечания, что хочет читатель - так я считаю, что умному читателю именно и нужно то, о чем задуматься, где-то додумать, пофантазировать, рассмотреть с разных сторон, а Вы желаете уже законченное, переваренное и лишенное каких-либо размышлений чтиво, изобилующее лишь богатыми описаниями. Может Вам комиксы почитать? Правда там описаний мало... зато все понятно )))
И вообще впечатление сложилось, что писала женщина, причем "блондинка". Не обижайтесь).


Я, естественно, не блондинка, и не женщина, поэтому можно было бы считать, что обиделся, но вы - тролль с пустым списком, поэтому будем считать, что вашего комментария не заметил.

В ваших словах нет ни намека, ни одного аргумента (кроме "Да вы не умеете смотреть между строк") на обоснование позиции в "защиту" рецензируемой книги. Только какой я плохой да, оказывается, неначитанный (забавно, из чего делается такой вывод).

Желаю вам удачи, быть пообъективней, и не обижайтесь, если на ЛайвЛибе на первых порах вас будут посылать в места, где редко светит солнце )


Аймалацца!
Big-Grin-face-150x150.jpg
Сорри за некропостинг.


Послеотпускной грасиас ) Вопрос только в одном - как могучего Fermalion занесло в такие далекие комменторецензионные края )


"Как из книги «Vita Nostra» сделать одну из любимых книг автора рецензии: краткое руководство к действию"
lol


Не лучшим ли образом скажет о книге то, что прошло всего пару месяцев с момента ее прочтения, а я кроме имени главной героини не помню из нее ровным счетом ничего? )


хмм.. а я вот 3 года назад читала - и прекрасно помню и сюжет, и эмоциональные переживания (да-да и такие были, несмотря на отсутствие цветков сакуры)...


о нет, неужели всё субъективно?)


а описание мест, где она побывает за эти три года, занимает от силы два абзаца, половина из которых - то, что на ее улице есть фонари.


Мне кажется, что в этом-то и соль структуры книги - Саше пофиг на то, что вокруг, поскольку ее мысли заняты упражнениями, текстами и т.д. Так же, по идее, должно быть и с читателем - мы должны быть погружены в процесс обучения ГГ, не оглядываясь на цвет галстука Портнова или количество окон корпуса, короче - не отвлекаться)))

В-четвертых, авторам таки всё-равно удается потихоньку складывать интересный мир, учитывая жанр "городская фантастика", но только он начинается вырисовываться, как оппля - и книга закончилась. Привет.


Читала Дяченков очень много, очень они нравятся, но ни в одной книге хорошей концовки у них нету. То просто обрывается, то "герой уходит в закат"(с), то еще что-то. Иногда это портит все впечатление от книги.

Персонаж фактически даже не взрослеет - этого не видно.


Та ну!!! А сцена, где Саша говорит, что нужно учиться, что стать как преподаватели - только так ученики смогли бы отомстить им. В конце книги Саша же говорит, что когда выучатся, то мстить им уже не захочется,потому что они станут как преподаватели - не в этом ли и есть эволюция ГГ?


1. Нет. Это Саше пофиг, а нам, читателям, должно быть совсем не пофиг.
2. Тогда тем более.
3. Вот это глобальный полёт мысли! Подобное другому персонажу могло прийти в голову с разницей в две секунды, а не пару лет обучения.
В общем, слабаки.


Вот читаю (слушаю в аудио-варианте) эту книгу сейчас, и на все представленные вопросы ответила бы ровно так же! Книга не интригует совершенно.


Есть еще и аудиокнига? о_О


Да, есть, в исполнении М. Князева. По крайней мере на даче, на грядке книга у меня идет, времени не жаль.


Согласна с автором рецензии


Спасибо за рецензию! Написана живо и интересно. Согласна с каждым пунктом. К сожалению, плюсов у книги почти не обнаружила. Не понимаю, откуда у неё столько наград.


Благодарю! И да, тоже не понимаю.

1 2