Больше рецензий

3 октября 2019 г. 23:50

1K

5

Фолкнеру сама судьба уготовила стать певцом ярости. В любой, с виду тихой и непримечательной, американской южной глубинке кипит котёл яростных страстей. Бедность, невежество, необразованность, фанатичная поверхностная религиозность, пуританство, ненависть, сплетни. Распять, что ближнего, что дальнего, как нечего делать. Был бы человек, а повод найдется. Что уж говорить, если в самой *демократичной* стране последний дискриминационный расовый закон был отменён лишь в 1964 году. Это на бумаге. А во времена, описываемые Фолкнером нетерпимость цвела и пахла.
В центре сюжета судьба сразу нескольких персонажей.

Мысли вслух
Лина Гроув — туповатая девица, наглядная иллюстрация к поговорке *простота хуже воровства*. Ей все должны, своим видом пробивает на жалость окружающих, её кормят, поят, опекают. Она ж не корысти ради, а токмо во имя попранной любви. Рано потеряла родителей, росла в семье старшего брата. Там на нее взвалили всю домашнюю работу, а жена брата постоянно была в процессе — то беременная, то отдыхающая от очередных родов. Лина сообразила — вот значит как для женщины мир устроен, и с подросткового возраста начала всем напропалую открывать *форточку* в прямом и переносном смысле. Не удивительно, что годам к 18 ей в ту форточку сквозняком надуло. От самого никчемного негодяя, который сразу улетел в неведанные дали, расплывчато обещав вернуться или прислать весточку. Поняв, что суженый утёк, Лина с решимостью танка отправилась на поиски.
Байрон Банч — добрый, честный, влюблённый. Жил себе человек, не тужил, семь лет работал на лесопилке, звезд с неба не хватал, о женщинах не помышлял. По воскресеньям посещал церковь, дружил с местным опальным пастором. А потом любовь нечаянно нагрянула и он попал под гусеницы танка. Из уважаемого человека превратился в жалкого непойми кого. Ему горе, танк делает вид, что не при чем.
Бывший священник Гейл Хайтауэр — несчастный пожилой человек, запутавшийся в жизни и собственном внутреннем мире, одержимый прошлым своей семьи, профукавший жену и реальную жизнь, оплёванный прихожанами, затаившийся, как сыч в ветвях, доживающий век. Ради чего? Ни он, никто другой не ответит. Так сложилось. Много ли людей, оглянувшись назад смогут внятно ответить на подобный вопрос?
Мисс Берден — про неё даже рассказывать не буду, об этой истории надо самим читать. Лучше автора все бездны характера обрисовать никто не способен. В тихом омуте...
Джо Кристмас — самый интересный персонаж, настолько пропитанный злобой и яростью, что аж страшно. Ненавидит самого себя, окружающих, судьбу и Бога. С детства изгой. В этом обществе у него не было шанса. Он и сам себе шанса не дал. Помните закон о капле крови? Да, был у них такой. Если есть хоть капелька негритянской крови, то белым считаться не можешь. В каждом штате свой процент допустимого, но даже 1/32 не спасла бы. Для того общества - ты ниггер. (Пушкину кто бы сказал, он бы посмеялся и стих язвительный сочинил, но у Александра Сергеевича была своя битва с внутренними демонами и не до американской сегрегации ему было, да и умер он давно уже к тому времени)
Джо Кристмас белый человек, но с черной бурлящей кровью. Чужой для всех, прежде всего для самого себя. Мог бы, как другие, сделать вид, не было же тогда генетических экспертиз. Или не мог. Не хотел. Сама атмосфера ненависти вокруг толкала в пропасть. Настолько яростного саморазрушения никто, кроме Фолкнера, так ярко показать не сможет. Ох, как яростно нарывался Кристмас, пытался наказать себя и окружающих.
Перси Гримм — самый страшный человек в романе. Олицетворение некой самой жуткой части Америки. Кто-то убивает словом, сплетней, травлей, но они трусливые, как зайцы, могут только толпой накинуться. А такие, как Гримм уверены в своей правоте. Убьют за идею. Фанатики — неслыханная сила.
Фолкнер не стесняется выплеснуть поток сознания своих героев на читателя. Вот что таится под телесными оболочками, только глаза мечутся, тонут во внутреннем океане. Читатель тоже может утонуть, прощелкаешь клювом и все — захлебнулся, не выдержал.
Любопытный момент - многие герои считают себя фигурами в Игре, подразумевая, что всеми их поступками руководят высшие силы - Бог и Дьявол, как бы складывая с себя ответственность за мерзопакость, что они творят. При каждом шаге уговаривают себя - выбора не было, не я решал. Удобно во все времена.
Книга для перечитывания, за один первый раз всех подводных течений писательского таланта не охватить.
свернуть