Больше рецензий

3 октября 2019 г. 02:50

772

5 Темные воды миров Леметра

Кто из современных мастеров мрачняка умеет писать по-настоящему жутко, - это, на мой взгляд, именно Пьер Леметр. У него нет никакого сочувствия к читателю, он всегда намеренно бьет по-больному. Самое страшное в его книгах - сбывается. Даже то, чего никто не ожидал. У него сбудется и это.
Если другие писатели всегда стараются либо оставить какой-то призрачный свет в конце туннеля, либо сразу говорят - "Ладно, мы тут играем в ужасы, это не совсем серьезно", - от того, какой видит жизнь Леметр, по спине пробегает холодок.
Для описания ужасов Первой мировой он выбирает время уже после войны. И оказывается, что даже самые последние дни этой войны и послевоенное "счастье" можно увидеть невыносимо страшными, пронизанными болью и бесконечной безнадегой.
В книге три героя. Одному - подлецу - повезло. Двум другим - хорошим парням - нет. Судьбы хороших парней очень разные, обе страшны по-своему. Один, веселый и талантливый красавчик, оказался чудовищно и безнадежно изуродованным в чуть ли не последний день войны - такой была "награда" с Неба за то, что он решил остановится в атаке и откопать засыпанного взрывом товарища. У другого ничего такого ужасного в жизни не происходит, и тем печальнее видеть его "обычную" послевоенную жизнь. То, как убого родина встречает солдата-победителя. Он возвращается из ада - и попадает в лучшем случае в чистилище, в котором у него нет ни дома, ни работы, ни семьи, ни близких. Какая из двух судеб страшнее - исключительная или обыденная? Читатель может выбирать сам.
А подлец тем временем хоронит павших и зарабатывает деньги на гробах. Леметр просто и суховато рассказывает о том, как экономили древесину: делали короткие гробы, для людей ниже среднего роста. Поэтому, чтобы обычные мертвецы полностью помещались туда, им отрезали голову...
Вот такими деталями переполнен мир Леметра. И никаких "вопреки всему", никаких "и все-таки" тут не будет, не ждите.
В самом конце, как водится, Леметр все же проявит милосердие к своим читателям и персонажам, но, как водится у этого французского автора, это будет милосердие особого рода.
Мир Леметра страшен, очень страшен. И тем страшнее, что почему-то он заставляет верить во все ужасы, о которых рассказывает. Вот в маньяков обычно не веришь (хотя у Леметра и маньяки встречаются), во всяких зомби - тоже нет, в апокалипсис - ой, да ладно, - но жуть Леметра какая-то подлинная, искренняя, такая, что становится физически нехорошо. Это, конечно, особый талант.
Особенно в итоге приятно после прочтения очередной книги Леметра выныривать из созданных им темных вод и возвращаться в наш реальный милый мир.)