Больше рецензий

1 октября 2019 г. 16:13

3K

3.5 Кинг доказал это снова - худшие монстры под кроватью это люди

2001 год, фильм «Пароль „Рыба-меч“»
- Вот сценарий, у тебя есть возможность избавить мир от всех болезней, но для этого ты должен убить невинного ребёнка. Ты убьёшь его?
- Нет.
- Я разочарован. Это великое благо.
- А если 10 невинных?
- А если тысячу. И всё это ради сохранения нашего мира.

Этот диалог, главная идея новой книги Кинга. Можете назвать это безумием, можете назвать это меньшим злом, во избежание большего зла, но всё равно это Зло, как не назови.

"Здравомыслящие люди не жертвуют детей на алтаре вероятности. Это не наука, это суеверие."

Те кто прочитав аннотацию, подумают что Кинг уже писал что-то в этом роде, будут полностью правы. Институт это более новая и продвинутая версия того что мы видели в "Воспламеняющей", с нотками учреждения в котором находились Ломатели Лучей в Тёмной Башни. Я даже могу сказать что Кинг очень многое позаимствовал из первой книги, но кто же всё упомнит, это было почти 40 лет назад. Также тут можно встретить идеи из Мёртвой Зоны. Я лично, отнёсся к анонсу книги и с восторгом и в какой-то мере скептически. С одной стороны, я знал что это повтор старых идей и образ детей... ну скажем так, Кингу редко удаётся сопоставить его с их возрастом. С другой стороны, это дети с паранормальными способностями, и как же я по ним соскучился за последние годы! Тем более сейчас, когда сериал "Stranger Things" на пике своей популярности. Я думаю этот роман должен понравится фанатам старой школы, ведь всё новое в Институте, это хорошо забытое старое.

Однако, стиль Кинга сильно изменился за последние годы. Некоторые зарубежные критики указывают на попытки автора «делать уступки низкопробным эффектам и шаблонам, присущим современной литературе». И моё личное мнение — сделать роман более приемлемым для экранизации. А ведь последние два года экранизации произведений Кинга, обрели второе дыхание. Не в шутку будет сказано, но о сериале по Институту объявили в первые 24 часа после выхода книги. Именно этот поворот в стиле автора и снижает уровень удовольствия получаемого от его последних литературных произведений, в том числе и данной книги. Кинг намеренно снижает глубину, а следовательно и качество написанного, от чего "Институт", хоть и вызывает некоторые сильные чувства во время чтения, быстро забывается после.

Из-за этой "поверхностности", довольно сильные и порой весьма жестокие моменты в книге, идут в тандеме с сомнительными решениями и последствиями определённых действий. У Кинга снова идёт в разнос маленький городок где-то на краю Америки, снова главный герой это бывший-будущий полицейский, снова Кинг рекламирует iPad (видимо он открыл его для себя), снова недовольства по поводу Трампа (как будто их не хватает в его Твиттере) и дети... Несмотря на максимальный уровень эмоций и переживаний которые вызывает связь между ними, я не как не могу избавиться от мысли, что порой 10-12 летний ребёнок находится на том же уровне что и 16-ти летний, а выдерживает такое, что и не каждому взрослому под силу. И всё же их связь, динамика и идея произведения в целом, оставляют только приятные чувства.

И, я точно знаю что вас интересует — удалось ли Кингу прийти к достойному финалу. Ведь, вы же знаете, даже сам Кинг уже порой смеётся над тем что его часто обвиняют в слитых концовках. Посмотрите ОНО-2 (2019-го года) к примеру. Ну, это точно не тот пшик который мы получили в конце Чужака, но и явно не масштаб Сияния, Противостояния или 11.22.63. Это было приемлемо. Кинг явно многое оставил за кадром из того что можно было бы вывести на передний план. А мы остаёмся в конце с нашими мыслями, суждениями и некоторым чувством опустошения.

Комментарии


Забавно, я как раз несколько минут назад думала о том, что герои Кинга пользуются айфонами и прочей яблочной продукцией точно не потому потому, что Apple приплачивает за рекламу, а просто потому, что уровень стабильности его благосостояния уже не позволяет допустить мысли, что можно предпочесть более доступные по цене гаджеты в мире, где есть эталон.


Я и не думал что оплачивают. Просто в Америке ими ну очень часто пользуются. Мне кажется Кинг начал вписывать их в свои книги как составляющею американской культуры этого времени. Я смотрел его выступления и где-то с 2012-го, он часто брал его на сцену, зачитывая определённые заметки. Что же касается рекламы, то в сборнике Лавка дурных снов, он сам написал что не занимается этим (тогда его попросили написать рассказ про Kindle). Позже он его всё же написал (Ур), но только потому что его идея была хороша. Рассказ действительно шикарный.


Да, Ур был первым Кингом, которого прочла на английском без помощи адаптации по Илье Франку и не как перечитку уже хорошо знакомого его произведения.
Вы правы, у меня замаячил на периферии сознания куда более ранний "Мобильник", но тут же вспомнила, что это относилось к эпохе, когда он еще был ярым противником. Хм, странно, что и такой период у него был, правда?


Ну, за годы многие взгляды могут поменяться. Я кстати так Мобильник и не прочитал, уж очень много плохих отзывов о нём.


Да ладно. Как по мне, вполне пристойная книжка. Хотя теперь убей - не вспомню подробностей (зомби-апокалипсис, триггером которого послужил одновременный сигнал всех мобильников, так, кажется)
Для меня ценность этой книги в том, что она стала первым романом, написанным после возвращения с того света. Кинг ведь несколько лет после аварии вообще ничего не писал. Говорили даже, что он вовсе ушел из литературы.


Ну, между аварией и Мобильником прошло много времени, даже беря во внимание 3 года реабилитации. Первым романом после неё был Ловец снов. Кинг сам говорил что, писал его ещё под обезболивающими, потому получилось что и получилось.


Постойте, я была уверена, что Ловец появился прежде аварии. Значит что-то не так запомнила.


Ловец такой болезненный, вот да. Но что-то в нём есть.


Я его обязательно перечитаю, пока что, фильм понравился больше.


В фильме, конечно, всё проще, но с мальчиком интересней ход. Я уже смутно всё помню. Может быть, перечитаю ещё.


Я его долго избегала. Весьма слабая штука, как мне кажется. И видно, что Кинг не любит гаджеты.


Зато он отлично рекламирует iPad, особенно последние годы и часто выходит с ним на конференциях :)


Мобильник уже старый. Втянулся, видимо)


Чувство опустошённости это нормально, значит книга оставила след. Кинг писал, что любая экранизация занижает уровень книги, мысль привет множества кадров. Мне понравилась новая экранизация Оно, но если зритель не читал книгу, то понять происходящее, что движет героями невозможно.

Всё же, экранизировать хорошую книгу это одно, а писать книгу под экранизацию - немного другое. Если говорить об ОНО, то я был в восторге от первой части, а вот вторая очень сильно занизила книгу, и оставила только чувство недоумения от происходящего на экране.