Больше рецензий

Lena_Ka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 сентября 2011 г. 22:06

18

5

«Какие же, однако, негодяи все эти порядочные люди!»

"От пошлости интриги меня может спасти лишь величие и правдивость изображенных мною картин народной жизни. Поскольку я беру глупую, пошлую и грязную обстановку, я должен дать рисунку большую рельефность. Сюжет беден, поэтому надо постараться сделать его настолько правдивым, чтобы он явил чудеса точности"



"Западня" входит в цикл "Карьера Ругон-Макаров", исследующий человека с социальной и психологической точек зрения, проливая свет на природу личности:

Тот, кто сидит в грязи, не любит, чтобы на него падал свет



Замечательный и предельно жестокий к человеку роман, показывающий, как легко опуститься на дно и как невозможно трудно, да, пожалуй, и просто невозможно подняться по лестнице успеха обратно. Золя обвиняет общество, социальную среду, которые подталкивают людей к пьянству, разрушающему семью, здоровье и личность героев романа. Автор прекрасно знал ту среду, о которой писал: он и сам, испытывая материальные трудности, вынужден был некоторое время жить в рабочем квартале на улице Перниньер.

В центре романа - Жервеза, юная и трудолюбивая прелестная хромоножка, она готова на всё, чтобы вырваться из бедности. Она работает, создаёт домашний уют, растит детей, копит деньги на собственную прачечную, обустраивает своё гнездышко. Больше всего на свете она боится нищеты и пьянства. Казалось бы, эти две беды её минуют, но нет: вроде бы непьющий и любящий её муж, кровельщик Купо, падает с крыши и становится инвалидом, вслед за этой бедой начинается пьянство, которое пожирает все сбережения, затягивает в свою страшную власть всю семью. Это страшно, когда так натуралистично показывают, как труженик превращается в грязного, пьяного, покрытого преждевременными морщинами, одетого в лохмотья, залитые спиртом и остатками рвоты нищего.

Отвратительна фигура Лантье, вечного бездельника, альфонса, безнравственного и жестокого, использующего людей в своих интересах и бросающего их, как только приходят тяжелые времена. Его абсолютно не волнуют судьбы брошенных им женщин и детей.

Превалирующий в романе цвет - серый, цвет грязи и нищеты, тесноты и скученности, невежества и грубости. Очень мрачный, даже беспросветный цвет какой-то. Такие произведения читать страшно и тоскливо, поэтому к творчеству Эмиля Золя обращаюсь довольно редко.

Парадоксально, но этот "оскорбляющий вкус", ставший пощечиной роман принес автору грандиозный успех, настолько сильное впечатление он произвел на общество, считавшее такое изображение жизни низов антиэстетичным.