Больше рецензий

30 сентября 2019 г. 19:49

203

3 Кто-то под чем-то.

Что это было вообще? Нет ответа. Тот случай, когда автор явно умеет писать, когда он шикарно складывает слова в предложения, абсолютно попадает в стилистику, рисует героев ярко, выпукло, правдоподобно, но при этом совершенно непонятно - зачем? Нет, даже так – на хера? О чем это, для кого это, что, собственного говоря вообще – это?

Попробуем по порядку. Начиналось всё довольно неплохо. Главный герой – молодой парень, поляк, неприкаянный балбес, страница за страницей пьет, гуляет, трахается, обдалбывается наркотой и дальше по кругу – пьет, гуляет… ну, вы поняли. Девки его – сомнительные Ш и Б, наркотики и бухло – по большей части паленые, похмелья – жуткие, планы на жизнь –столь же грандиозные, сколь провальные. Быдло изнутри, как оно есть, нарисовано, на мой взгляд, отменно. Парень не картонный, не из этих, которые в фильмах, перевернув бейсболку козырьком назад, изображают «отвязную молодежь». В этого героя - Анджея Червяковского (по кличке Сильный) веришь безоговорочно. Стилистика, динамика текста, психологизм – автор знает свое дело. С точки зрения языка – точного юмора с усталым алкооттенком, претензией героя на уважение типа «ты меня уважаешь», описание дна, которое точно знает, что оно дно и принимает этот факт - постоянно возникали навязчивые параллели с Довлатовым. Но насколько же Довлатов в изображении той же, казалось бы, беспросветности, интеллигентнее. Тут же словно специально талантливо выписанные образы вымазываются менструальной кровью и блевотиной, чтобы было мерзко, чтобы было брезгливо, чтобы подташнивало.
Чуда, которое напрашивалось и ожидалось поначалу –вот вот откроется в беспросветной быдлятине светлый комочек солнышка, и этот, пусть падший и пропащий герой, вызовет какие-то человеческие эмоции. Если не принятие, то хотя бы понимание. Но – страница за страницей проглатываются, а света в конце тоннеля не видно. Кровь от дефлорации обдолбанным наркоманом тупой обдолбаной подружки, размазанная по всей комнате и его джинсам, не отстирывается, а наоборот –присыхает и преследует нас, заскорузлой мерзотиной этого мерзкого мира. Проблески симпатии, навеянные ассоциациями с довлатовскими алкашами, улетучиваются, не успев оформиться. Пятна на джинсах темнеют, герои падают в бесконечную пропасть, куда уже никакая рука помощи не дотянется. Кстати, упасть им автор тоже не даст. Вполне внятная (хоть и мерзкая) история постепенно скатывается в некий сюр, где уже вообще не разобрать – что происходит. То ли наркоманские бредни окончательно вытеснили остатки убогой реальности, то ли автор перепутал рукописи и отдал в издательство концовку от другого своего шедевра. Потому что история от лица парня превращается в историю от лица неких «нас», лежащих в гробу...
Позвольте резюмировать – пишет автор классно. И, наверняка, шокировать и показать этот мир именно таким –одна из основных задач текста. Нереализованные таланты, неприкаянные души, ненаполненные сосуды. Тупой, ограниченный мирок людей с огромным потенциалом, который умер в зародыше. Наверняка это важно для иллюстрации главной проблемы, вынесенной в название. Ненависть поляков к русским, такая же тупая и быдлятская, как все остальное в мире этих героев – вот главная цель, мишень, в которую автор швыряет сгустки кровавой слизи, блевотину и пустоту, такую же мерзкую и противную, как эти биологические жидкости. Натурализм, цинизм, сюрреализм. Признаю ценность и актуальность такого содержания, но форма – очень и очень на любителя. Не то, чтобы я в книжках только цветочки готова нюхать, но всё это –слишком. Слишком мерзко. И слишком талантливо, чтобы быть таким мерзким.

Долгая прогулка 2019, 9 тур, основное задание, Аэропорт имени Достоевского