Больше рецензий

29 сентября 2019 г. 12:49

2K

5 "Каждый пишет, как он слышит..." (Булат Окуджава)

Последнее время в ситуации, когда я не уверена, стоит читать книгу или нет (новый для меня автор, мало отзывов о произведении и т.д.), я нахожу на просторах интернета фотографию писателя и просто смотрю на неё. После того, как я увидела это фото Анурадхи Рой, я решила, что не может женщина с такими глазами написать ерунду. Она её и не написала...
картинка BroadnayPrincipium
То, что указано в аннотации, и мои ощущения от книги разнятся так же, как запах моря и попытка описать его человеку, никогда на море не бывавшему. Собственно говоря, именно из-за аннотации я и откладывала прочтение этой книги не один месяц. Мне казалось, что история о мальчике, которого бросила мать, не может быть для меня интересной. Болезненной, какой угодно, но только не интересной. И что же это за женщина, оставившая семью и сбежавшая неизвестно куда? А оказалось, что книга вовсе не об этом...
Это книга о жизни, о желании сделать в этой жизни что-то важное, желании дышать полной грудью, а не просто существовать. И мать главного героя, "разорвавшая себя на тысячу кусочков", хотела быть живой, ощущать себя любимой, творить, обретя то, что сделало бы её счастливой. Насколько же сложно тем, кто

зависим от окружающих одновременно более и менее остальных - им хочется теплоты и дружбы, однако приходится беречь себя - хранить неприкосновенность своего уединения, своей индивидуальности.

Очень грамотно выстроен роман. Сначала автор показывает нам детство главного героя, маленького Мышкина, его привязанность к матери, трогательные отношения с дедом. Читатель смотрит на мир глазами маленького мальчика, и воспринимает исчезновение матери главного героя так же остро, как и он сам. В душе ребёнка так много вопросов, на смену которым затем приходят отчаяние и опустошённость. Невольно проникаешься как минимум неодобрением по отношению к матери, красавице Гаятри, ровно до той поры, когда автор начинает знакомить тебя с её письмами. И тут ты понимаешь, через что этой женщине пришлось пройти, чтобы принять решение сесть на поезд и отправиться в долгое и небезопасное путешествие.
Мне было жаль всех героев: Мышкина - за его покинутость и ранимость, его мать - за то, что всё получилось совсем не так, как она планировала. Но в этой жалости нет ощущения тоски и безысходности; очень точно отмечено редакцией Washington Post , что автор "проникает в глубины меланхолии и при этом никогда не впадает в отчаяние". С какой любовью Рой описывает дедушку главного героя, даже его отца, человека довольно сложного и в чём-то жёсткого, но тоже нуждающегося в тепле, любви и жизненной цели.
... Вот интересно получается: иной автор из кожи вон лезет, чтобы вдохнуть в своих героев жизнь, подробно описывает их прошлое, привычки, внешность, поступки, даже мысли, а не деле выходит, что персонажи получаются "картонными" и абсолютно неинтересными. Анурадхе Рой, как мне показалось, даже не приходится прилагать никаких усилий для того, чтобы у героев её книги сердца начинали биться сразу же, как только читатель обращает на них свой взор. Как-то очень просто и легко у неё получилось населить свой роман настоящими живыми, осязаемыми персонажами. В чём тут секрет, я не знаю. Если бы знала, наверное, сама смогла бы стать писателем...
А на этом фото автор книги мне напомнила мать главного героя и её собаку Рикки. картинка BroadnayPrincipium
И ещё мне почему-то кажется, что Анурадха Рой, как и её Гаятри, тоже рисует...
Хочу поблагодарить читателя Kelderek за рецензию к этому произведению (его фраза про "наш век литературного пластика" долго не выходила у меня из головы и таки сподвигла, пусть и спустя месяцы, на прочтение этого замечательного романа).
P.S. А ещё у книги издательства "Азбука" просто невероятная обложка. Только представьте: все эти баночки краски, изображённые на ней, имеют выпуклую глянцевую поверхность, так что рука сама тянется их погладить...