Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2019 г. 10:09

10K

4 Пелевинский пэчворк

Будем честны — мы берём свежую книжку Виктора Олеговича не для каких-то очередных откровений, свежих мыслей или изысканного литературного стиля. Все свои откровения Пелевин уже изрёк, свежие мысли замусолил до состояния полнейшей несвежести, а изысканного литературного стиля там не было изначально (простите меня, фанаты Пелевина, я как фанат Пелевина вам честно скажу — содержания в романах В.О.Пелевина всегда было важнее формы). Нет, главные аргументы, которые лично меня заставляют каждый год возвращаться к творчеству Пелевина — понятность и предсказуемость. Прошли те времена Чапаева и Пустоты, когда ты не знал, что от него ожидать — прошли даже времена Снаффа или Т, с их блестящей аналитикой. Пелевин стал уютным, как домашние разношенные тапочки — и каждый раз погружаясь в его текст, ты знаешь, что на тебя не накинется какая-нибудь горилла и не откусит тебе голову — это будет комфортная встреча со старым знакомым, который за прошедший год надумал что-то ещё интересного. И хоть ход мыслей его давно известен — этой встречи все-равно не избегаешь, и даже стремишься — старый знакомый же.
Старый знакомый, как мы уже знаем, давно и плотно сидит в рабстве у Эксмо, заставляющей его выдавать каждый год по книге. Я не знаю, в какой страшной кабале сидит Виктор Олегович, чем его держат — Лендкруизером, квартирой, зажатой в тиски мошонкой — но я бы советовал ему спасаться, бросая всё (ну, кроме мошонки). Но как по мне — после АйФак 10 Виктор Олегович уже смирился. Феминистка, насилующая его телефонной будкой (да и не его то, а робота по написанию книг, альтер-эго писателя) похоже, заставила его смириться с его положением. Как там? «Есть писатели, которые пишу одну книгу, а есть те, кто не пишет ни одной»? Ну что сказать — это очередное продолжение его одной книги. Минус — сделана она явно из чего попало, и впопыхах.
Виктору Олеговичу, дабы выполнить условия своего адского контракта, катастрофически не хватило времени. Ни на написание корпуса текстов, которые бы походили на книгу, ни на приведение уже имеющихся набросков к какому-либо приличному соответствию. Книга состоит из трех разномастных рассказов, и о каждом хочется сказать что-то своё. Но первое что бросается в глаза — те грубые нитки белого цвета, которыми Виктор Олегович старался привязать одно к другому. И если первая часть «Сатурн почти не виден» ещё хоть чуть-чуть, но претендовала на логическую целостность, то вторая выглядит абсолютно инородно. Но придётся остановиться и обсудить чуть-чуть подробнее.
Рассказ № 1. Иакинф.
Занимающий примерно 30% книги рассказ представляет собой вполне обыденный травелог в пелевинском духе, но со слишком предсказуемым финалом. Вот честно — начиная от описания персонажей мне было примерно понятно, чем всё закончится, а уж когда Иакинф затянул свой рассказ и, самое главное, предоставил возможность выбирать маршрут — всё стало чрезвычайно очевидно. Плюсы рассказа — мифологическая часть и концепция сконцетрированного времени. Время как Бог побеждает всё — это мне прям очень понравилось. Минусы — слишком уж безыскусно всё сделано. У автора была идея, неплохая идея, но он запаковал её в какую-то очень уж примитивную оболочку — двойной травелог слишком предсказуем, и не спасает даже французский шансон. И это притом, что данный рассказ лучшее, что есть в этом сборнике.
Рассказ № 2. Искусство лёгких касаний.
Этот рассказ занимает больше половины книги — процентов 55-60. Автор признается, что сократил его в 10 раз. Автор врёт — он размазал его раз в 10. Я уж молчу, что это пересказ «Операции burning bush», но с переносом в современность — дело не во вторичность относительно содержания, дело в том, что автору явно не хватало объёма — и то что должно было уместиться в 30 страниц, автор размазал на 300. И ладно б ещё хорошо размазал — но нагон текста автор осуществлял за счёт многочисленных отсылок и внутренних дрязг, т.е. за счёт того, что мы очень любим, но не в промышленных же масштабах . И как К.П. Голгофский внезапно обретает сходство с К.П. Победоносцевым, как египтолог Солкинд оказывается известным шарлатаном от египтологии Солкиным, которого автор уже при жизни определяет в могилу, так и данное произведение старательно претендует на что-то большее, чем раздутый до невероятных размеров коротюсенький рассказик. Дело не в том, что аллюзии не угадываются — просто в определённый момент их становится скучно угадывать. Итоговую идею автор старательно раздувает за счёт предыстории, и если она нужна для чего-то другого, кроме выполнения контракта с Эксмо — две горгульи и три химеры мне в глотку. И пусть под конец, когда мы ушли от раздутого хронометража рассказа, и наконец доползли до его реального ядра, написанного изначально, стало снова интересно. Но неужели оно стоило тех мучений? Голкофский-Галковский с его бесконечным тупиком утомляет почти сразу — скажете, большая литература и не должна веселить? Возможно. Но и мучить она не должна. Бывшие нацисты и Альбина Жук из Сухуми, похоже, объединились - и приносят в жертву химере уже меня. Надеюсь, мои страдания напитали что-то более стоящее, чем данный рассказ.
Сама форма «Рецензия на несуществующее произведение» как штукатурка позволяет скрыть многие пробелы — но, боюсь, здесь трещина начинает проступать слишком явно. И если первый рассказ, условно, можно отнести к гаргульям, а второй к химерам, то к чему отнести третий рассказ, боюсь, не скажет никто.
Часто вторая. Бой после победы
Видимо понимая, что третий рассказ ну никак не согласуется с темой книги — автор выносит малюсенький рассказик на где-то на 10-12% текста в отдельную часть. Всё это напоминает деление на «Часть 1. Бриллиантовая рука» и «Часть 2. Костяная нога» в известном фильме Гайдая. Вот только общего между этими частями нет вообще.
Рассказ № 3. Столыпин.
Создавалось полное ощущение, что эта какой-то кусок из нового сборника рассказов Пелевина, или что-то из неизданного старого, что автор специально приберёг для такого вот случая, предусмотрительно не связав данный рассказ со сборником целиком. Нет, это наш любимый и знакомый Пелевин, лишь в немного иной ипостаси — урки, АУЕ, два чифира, виртуализация в оболочке из жёлтой стрелы и нассать в бутылку из-под Кока-колы. Как самостоятельный рассказ он неплох, если не принимать во внимание, что конец скомкан (конец скомкан и во втором рассказе — какая-то логика окончания есть только у первого). Но причём тут Гаргульи, магистральная линия книги? 3-й рассказ вообще никакого отношения к первым двум не имеет, и тот факт, что этот рассказ оказался в книге только лишь ради увеличения объёма — выглядит совершенно неоспоримым. Да, видимо автор не успевал сварганить что-то по теме, и откопал старый рассказ — ок, понимаю. Но можно было бы хоть номинально что-то придумать, чтоб пресловутые белые швы не расходились прям на глазах? Или нельзя?
В результате мы имеем не сборник рассказов, а такой своеобразный пэчворк — лоскутное одеяло, сшитое на белую и грубую нитку. Того ли мы ждали от Виктора Олеговича? Сейчас я разобью ваше сердце — да, этого я и ожидал. Его заставляют гнать план, он в кабале — понятно, что у него нет времени на то, чтоб всерьёз обдумывать свои идеи, что уж говорить о реализации? Последние книги Пелевина могли бы быть значительно лучше, если б автор потратил на них раза в два больше времени, просто доведя их до ума. Но зачем? Ему сказали: «Виктор Олегович, публика ждёт от вас не литературы, а взгляда в будущее, аналитики — давайте её», и Виктор Олегович старательно выступает колумнистом газеты «Виртуальная правда». Великий писатель земли русской низведён до роли автора колонки в газете, где раз в год он вынужден выдавать 500 страниц текста на «актуальные темы» — все понимают, что получится на выходе, и поэтому всем глубоко плевать, что в колонке про сгоревший Нотр-Дам про него, собственно, ничего и не будет. Ну раз нет Нотр-Дама — пусть будет генерал Шмыга, вынырнувший из сгоревшего куста. Плохо ли это? Это естественно. Этим не могло не закончиться — и этим закончилось. Поезд Лондон-Париж приехал в Париж. Хотя в случае Пелевина он и не уезжал из Парижа — французская мысль всё-ещё интересует Виктора Олеговича. А может не интересует, и это просто старые дрожжи?
Я люблю Пелевина, и тот факт, что он написал то, что от него и ожидалось — не минус. Минус есть качество данного продукта. Я бы оценил эту книгу где-то в районе 3,3, и ставь я половинные оценки — получилось бы 3,5. Но у меня оценки целые, и вот незадача — 3,5 я должен округлить до 4, т.е. в целом понравилось, а мои законные 3,3 склоняют к нейтральной оценке. Я поставлю 4, ибо люблю Пелевина, прочту его следующий текст — но это та самая четвёрка из школьного журнала, которая очень похожа на переправленный кол.

Комментарии


Одному из своих именитых гостей (не помню кому) Чехов говорил, что у него на текущий момент есть идеи для рассказов так двухсот. Только записывай. С тех пор я и считаю, что у хорошего писателя не бывает кризиса идей. В принципе, года достаточно на написание 500 страниц — это меньше двух страниц в день. План — вроде плохо, с другой стороны, тонизирует. И многие авторы писали в условиях жёсткого дедлайна. Тот же Достоевский «Игрока» за 26 дней написал.


Можно написать - но когда пишешь каждый год так, это становится рутиной. Да и Достоевского стимулировали как чудовищные долги, так и морковка в виде награды.
Плюс ещё большой вопрос - насколько поздний Достоевский лучше раннего. Особенно с Дневником писателя.


Да, есть такое утверждение, что настоящий художник не может работать по графику. Верное ли оно? Чтобы чего-то достичь, этим надо заниматься планомерно и ежедневно, ничего страшного в этом нет, пусть даже дело касается творчества.
Ну а вообще, мне последняя книга Пелевина понравилась.


Я не скажу что она плохая. Но слишком уж на скорую руку сделано, и это видно. Я не пожалел что прочитал, и оценка то положительная - но есть и опасения, куда идем.


Подождём. В конце концов, Пелевин тоже человек (хотя некоторые сомневаются), могут быть временные проблемы и не творческого плана.


Ну последние книги говорят о затяжном кризисе. За последние годы мне понравилась только одна новелла в Лампе Мафусаила - Самолет Можайского. Остальное было совсем не первый сорт.


Да, понимаю. Поскольку Пелевин — в принципе не мой писатель, мне всё кажется ровно-неплохим. Если относиться к его прозе заинтересованно, наверно, разница в качестве может казаться существенной.


После n-ой книги уже начинаешь чувствовать писателя. И вот последние лет 5 понятно, что он может не в экзистенциальном тупике, но в конкретных напрягах со временем, и ему явно мешают доводить его замыслы до логического конца. Началось с Бэтмена Аполло, который просто обрублен на середине.


Пелевина-отвергаю. В смысле- не читала,но осуждаю. Как-то не могу заставить себя его читать. Ну вот как есть "аналоговую" черную икру. Как мне сказали давным давно ,что Пелевин и автор Эраста Фандорина -антисоветчики,с тех пор как отрезало....


"Великий писатель земли русской низведён до роли автора колонки в газете, где раз в год он вынужден выдавать 500 страниц текста на «актуальные темы» — все понимают, что получится на выходе, и поэтому всем глубоко плевать," -хорошо, прям почти с надрывом!))
хорошо, а сами-то что-нибудь пишем или.. прото парлептип замучал?)


Ребята, а фрагмент, присобаченный здесь, из какой части? Что-то я не поняла...


О каком фрагменте идёт речь?


Ну, вот здесь, на сайте, к этой книге Пелевина есть "ознакомительный фрагмент" от лица типа Порфирия Петровича. Стиль вообще не пелевинский, и в той версии " Легких касаний", что мне прислали в электронном виде, вообще такого нет...


"Здесь, на сайте" это очень уж широко - ссылку дайте хоть. В рецензии под которой вы пишете ознакомительных фрагментов нет, потому я и написал.


Это из "iPhuck 10", видимо, фрагмент. Вы лучше с такими вопросами в техподдержку пишите, а не в комментариях к рецензиям https://www.livelib.ru/support/post/271-ispravit-informatsiyu-o-knige


Спасибо. Буду знать...


можно перейти на десятибалльную систему оценок и поставить 7 из 10. Получится как раз 3,5 из 5


Если б я претендовал на объективность - можно было бы ковыряться с половинками. Но у меня звёзды только "понравилось - не понравилось". Какой-то анализ я даю в рецензии, ибо уверен, что звездами его точно не дашь. Поэтому смысла нет.


:D
Олегыч в самом начале "ИЛК" насувал полный рот пиписек ВСЕМ критикам сразу, ничего удивительного, что отплевываться взялись даже "типа эксперды".
Вот мне уже полтинник, читаю я лет с шести, и наверное много смог бы сказать ВСЯКОГО, но ограничусь тем, что Пелевина я читать МОГУ, и читаю с удовольствием!
в отличие от большей части того шлака, который мне пытаются впарить издатели, расхваливая "левтолстойотдыхает, есениннервнокурит" очередные высеры никому не известных писак, которых нам выдают за "аффтарофф бестселлерофф".
Может чёта у них и продается ЗэБэст, но лично я ЭТО читать не могу.
А вот книги Олегыча - с удовольствием!
И на мой взгляд этого достаточно...