Больше рецензий

28 сентября 2019 г. 11:32

7K

5 В своей трагической судьбе уважаемый Рауль, в первую очередь, виновен сам

В отрочестве эта книга у меня была наиболее предпочитаемой из всей «мушкетерской» трилогии мэтра Дюма, хотя я вообще-то очень любила и даже сейчас люблю большинство книг этого автора, но в случае «саги о мушкетерах» меня максимально зацепила именно история «несчастного виконта».

Я неоднократно перечитывала все, что касалось отношений Луизы де Лавальер с Раулем де Бражелоном и впоследствии – ее отношений с королем. Совершенно очевидно, что любви, во всяком случае, со стороны девушки, к Раулю никогда и не было, имела место самая обыкновенная детская дружба, отношения старшего брата и младшей сестры. И Рауль, и Луиза лишь уверяли себя в том, что любят, оба вроде как с детства привыкли думать, что они в будущем поженятся, но и только.

Как только Луиза увидела короля, она поняла, что вовсе не любит виконта, хотя, по-моему, девушка и ранее это осознавала, лишь не решаясь признаться откровенно даже самой себе. Ее полное право было полюбить Его величество, но как же на это реагирует наш Рауль?

А вот этого молодого человека мне, положа руку на сердце, отнюдь не слишком жалко, не было к нему особой жалости даже и в подростковом возрасте, а теперь и подавно. Взрослый человек, офицер – и впадает в такую депрессию, как сказали бы сейчас, или просто «растекается ручейком» лишь из-за того, что девушка, которая и невестой-то официально не была, ему вроде как изменила. Но где же тут измена? Разве что обещание когда-нибудь выйти замуж, которое Рауль фактически вынудил Луизу дать ему, и только. А у нашего виконта, видите ли, вселенская трагедия!

На мой взгляд, Раулю просто удобнее было чувствовать себя глубоко несчастным, обманутым, преданным и все остальное в таком же духе. Дюма вообще любил, чтобы мужчины жестоко страдали из-за неверных и легкомысленных дам. Но ведь Бражелону совершенно правильно говорили все вокруг – ну что, что ты в ней нашел? Ничего особенно красивого, объективно рассуждая, бесцветная «бледная моль», как сказали бы сейчас, к тому же и прихрамывает, и приданого особого никто не обещал. Ведь Рауль действительно мог бы без всяких усилий найти себе гораздо более подходящую невесту или возлюбленную, но нет – «переклинило» нашего парня на Луизе, и не пожелал он дальше жить, решил добровольно на верную гибель поехать. Только, по-моему, совсем не мужское решение наш Раульчик принял, даже не попытался бороться за самого себя, не подумал и об отце, которого оставлял совершенно одного на свете.

И не могу я, ну никак не могу восхищаться данным персонажем и даже жалеть его, человек уничтожил самого себя лишь из-за самовнушения, что он, не сможет жить без этой «хромоножки» Луизы. Да прекрасно смог бы, если бы хоть чуть-чуть захотел и сделал бы хоть одну попытку, но предпочел наш «благородный виконт» самый легкий путь ухода от душевных переживаний и победы над самим собой.

Комментарии


Круто вы проехались по Бражелону, ничего не скажешь!
Но надо внести некоторые уточнения.
Безусловно, Луиза не любила Рауля.
Но любила ли она короля (я о книжной Луизе, а не о прототипе)
Вначале романа, когда Луиза пишет письмо Бражелону, и болтает с Монтале, в башне замка Блуа, в их разговоре проскальзывает упоминание о молодом и красивом короле. И сказано, что Луиза как то странно отреагировала на эту фразу Монтале, покраснев и т.п.
А ведь короля Луиза еще никогда не видела!
То есть, у этой девицы уже были некие мечты о Людовике, точнее говоря, о его статусе, к которому Луиза хотела бы прикоснуться. Так получается.
А учитывая, что король был женатым мужчиной, то моральный облик Луизы становится еще более двухсмысленным. И кстати, ее будущее замужество с Раулем, по тем реалиям, было не просто туманным обещанием. Если уж Атос ходил к королю за разрешением на брак, то о подобных планах безусловно знали и мать Луизы, с отчимом, и вся родня. Девушек тогда вообще могли и не спрашивать - брак организовывали родители.
Луиза молчала... судя по всему, не один год...
В общем, что то сильно ее поведение на поведение б... смахивает... и есть подозрение, что признаваясь подругам под Королевским дубом, кто ей по сердцу, Луиза очень хотела, чтобы эти признания дошли до короля.
Правильно ей Атенаис сказала: "вы простодушная кокетка - самая хитрая из всех"

А Рауль... в романе показана расплата Атоса за дела с Миледи.
Убив Миледи, Атос сломал свою жизнь. А убив ее сына, расплатился, в итоге, жизнью собственного, сломавшегося на женщине.

Лучше бы Атосу утонуть вместе с Мордаунтом!
И кстати, Миледи тоже подписала себе смертный приговор, отравив ничего ей не сделавшую Констанцию. Если бы не это, то Д,Артаньян не дал бы ее казнить (он и так колебался)
Кстати, Д,Артаньян - самый порядочный персонаж в трилогии...


Вообще-то не думала о том, что трагедия Рауля как-то связана с прошлым его отца, он внушил себе, что будет с Луизой, этого не получилось - ну и решил он, что жить незачем, хотя совершенно напрасно... Луиза, по крайней мере, в этом романе, вроде бы искренне полюбила Его Величество, страдала от того, что нарушает обещание, данное Раулю, но не могла ничего поделать со своим сердцем, как-то Луизу трудно осуждать, хотя я от нее далеко не была в восторге...


Этот самый порядочный персонаж начинает с того. Что не платит хозяину за квартиру, а своему слуге за работу. (Ну бедность, что поделаешь.) Затем залезает в спальню к женщине прикрывшись чужим именем.( Невинная интрижка.) Сексуально привязывает к себе служанку миледи, при этом продолжая связь с хозяйкой.( Да кто об этих простолюдинках вообще думает.) Под видом графа де Варда получает от миледи кольцо с аметистом. Тут же продаёт его за огромную по тем временам сумму 500 пистолей(7грх500=3500кг чистого золота) Ну да бедность и полное отсутствие совести. Надо же экипировку покупать. Вступление в связь с врагами государства. Готовность убить лорда Винтера, только что бы познакомиться с миледи, ну и что там ещё, по мелочи. Кроме ловкого владения шпагой.


А я и Трёх мушкетёров не осилил, не то что эти многотомья - кина хватило, увлекательно, ярко. Книга тягомотина и всё по другому ))) А вот Графиню монсоро и 45 до сих пор чуть ли не наизусть ))))


Из всех персонажей мушкетерской серии больше всего ненавидела эту Луизу. Такая тихонькая, скромненькая аферисточка, ловко устраивающая свои делишки. Раулю, конечно, надо было послать ее подальше, но он, на свою беду, был абсолютным однолюбом, другие варианты личной жизни им даже не рассматривались. Луиза же все рассчитала правильно. Король, окруженный развязными , корыстными дамами, очень сильно клюнул на , якобы, искренность , набожность и скромность. Но впоследствии ему это наскучило. Когда Луиза в первый раз сбежала в монастырь, ( типа, а не слишком ли быстро я бегу) он лично приехал за ней и унес ее на руках. Во второй раз послал своего придворного , а в третий оставил ее там. Мораль: надо использовать разнообразные приемчики, одно и тоже приедается.


Ну, меня тоже раздражала слишком "сладенькая" Луиза, хотя автор нам вроде хотел показать, что все искренне - и набожность, и чувства к королю, и раскаяние из-за Рауля. Да, в реальности Его Величеству через несколько лет надоели эти постоянно закатываемые к небу глаза и кротость, да, на это можно "клюнуть" сначала, но долго мужчину этим не удержишь, вот и оказалась наша Луиза за стенами монастыря...


Так король и Рауль были идиотами, клюнувшими на несуществующие качества девушки? Причем второй общался с ней ежедневно с детства? И Д'Артаньян с ними идиот заодно, который прямо сказал Раулю, что она -- девушка честная и искренне любит короля? :)

Скорее, некоторые читательницы (именно женского пола) традиционно "не выносят" главных героинь, любимых главными героями -? Сколько неприязни в ваших комментах - даже смешно. Психологическая причина такой "нелюбви" вполне ясна.

Все ваши доводы о расчетливости Луизы просто странны... Определитесь уже: она - невзрачная, незавидная невеста, из провинции -- так какими такими *чудесами* расчудесными приворожила к себе порядочного, красивого юношу из знатной, именитой семьи с блестящим будущим и --- самого короля - ? Ладно, первый - друг детства, привязанность, первая любовь. Но он пронес ее через 10 (!) лет постоянных военных кампаний, был при дворе с красивейшими женщинами того времени - и ничего. Любил. Выбрал скромную, добрую, кроткую женщину себе под стать + они имели общие мечты, вкусы, очевидно. Разумный подход, вам не кажется, выбирать жену по себе? Вообще, в те времена невесту выбирала семья, мужчины -- поэтому именно с личности самого Рауля нужно начинать любой разговор о его выборе спутницы жизни.

А король, как она вообще могла рассчитывать на его взаимность? С чего вдруг? Король отчетливо помнил только красавиц двора, и даже подслушанная им восторженная речь Луизы о себе польстила ему, да - но что она меняла, по сути? Одной нечаянной лестью покорить короля? По-настоящему он влюбился в нее только когда она призналась ему в любви. А потом... Она лишилась места, ей сделали внушение три влиятельнейшие дамы страны, королева отчитала ее и прямым текстом пригрозила -- и девушка молча сбежала в монастырь, больше идти в Париже ей было некуда. И если бы Д'Артаньян сдержал свое слово, король бы ее не нашел, забыл бы о ней, быть может, кто знает - ?

Кстати, ничто не мешало 29-летнему женатому королю деликатно поставить на место и вернуть на землю зазнавшуюся и потерявшую стыд девицу, не находите? Они беседовали приватно. Ну, призналась...Ничто не мешало ему "вправить ей мозги" и объяснить что реальное ее счастье - с тем же Раулем, и согласиться на их брак. Ничто не мешало ему, женатому, окруженному красавицами, купающемуся в лести, пожертвовать своими чувствами к ней и опять же - отдать ее Раулю (о чем ему и говорил Атос). Подумаешь, важность.

Видно, его чувства к ней оказались сильнее, как и ее к нему, раз она рискнула всем и призналась ему первой, ни на что не надеясь. Король показан как человек нерасчетливый -- поэтому ее чувства и нашли в нем отклик. Иначе было бы просто смешно.

Если бы она была лицемеркой (таких персонажей у Дюма полно), сам автор бы ее в тексте и разоблачил. Так нет же: она остается верна себе до конца, нетребовательна, скромна, защищает Фуке от короля когда видит откровенную несправедливость, и в самом счастье ее с королем всегда - горечь вины перед Раулем и предчувствие разлуки с любимым. С самого начала. Никаких иллюзий в этом плане девушка не питает - и прямо говорит об этом тому же Д'Артаньяну.
Настоящая лицемерка Лавальер преспокойно бы вышла замуж за виконта и ни капли не терзалась бы по поводу его чувств и судьбы, и звание с полком бы ему выхлопотала, и в любви бы признавалась, и связь с королем отрицала -- и все это годами. Таких вот удобных браков и мужей мужей фавориток история знает достаточно

По поводу реальной судьбы Лавальер: так ее народ и любил больше прочих многочисленных фавориток Людовика, потому что она любила и была любима не за красоту. Детей он признал. В монастырь уходили тогда многие бывшие -- традиционный выход. И сравните ее судьбу с судьбой Атенаис, следующей фаворитки : вот это кошмар.
И недаром вокруг Луизы -- "профессиональные подруги" влиятельных особ Ора и Атенаис: почувствуйте разницу. Автор все показывает на контрасте, кто строит карьеру, а кто любит всей душой.

И, самое главное: мы рассуждаем о персонажах романа. Уже первым франц. читателям "Виконта..." было ясно, что счастья у молодых людей не будет, они же знали историю, так? Можно воспринимать введение в историю о мушкетёрах придуманного де Бражелона как "приём устранения" Атоса, человека сильного духом, высоких моральных принципов, закаленного и верующего. Его могла убить только смерть близких. Эту роль Рауль и выполнил + на его примере было раскрыта невозможность дворянам старого типа ужиться при новых порядка абсолютного монархизма. Конфликт юноши (и Атоса, и ДАртаньяна) с королем лежит гораздо глубже нежелания того "отдать" тому Луизу. Он предал, нарушил сам принцип отношений между нимим и монархией, ударил в самое сердце. Предавший один раз предаст снова и снова, веры больше нет. Так что это не просто неуемное горе какого-то однолюба-безумца из провинции... Рауль потерял и любовь, и будущее, и веру в людей и своего короля. А ведь тому принадлежала вся его жизнь. Арамис предложил отцу с сыном эмигрировать в Испанию, стать грандами -- но Атос отказался за себя и сына. Ну и Луиза из романа = прием устранения придуманного Рауля. Вот и вся ее роль. Мушкетеров она не "убивала" :) Если угодно, цепную реакцию запустил король.


Так король и Рауль были идиотами, клюнувшими на несуществующие качества девушки? Причем второй общался с ней ежедневно с детства? И Д'Артаньян с ними идиот заодно, который прямо сказал Раулю, что она -- девушка честная и искренне любит короля? :)

Скорее, некоторые читательницы (именно женского пола) традиционно "не выносят" главных героинь, любимых главными героями -? Сколько неприязни в ваших комментах - даже смешно. Психологическая причина такой "нелюбви" вполне ясна.

Все ваши доводы о расчетливости Луизы просто странны... Определитесь уже: она - невзрачная, незавидная невеста, из провинции -- так какими такими *чудесами* расчудесными приворожила к себе порядочного, красивого юношу из знатной, именитой семьи с блестящим будущим и --- самого короля - ? Ладно, первый - друг детства, привязанность, первая любовь. Но он пронес ее через 10 (!) лет постоянных военных кампаний, был при дворе с красивейшими женщинами того времени - и ничего. Любил. Выбрал скромную, добрую, кроткую женщину себе под стать + они имели общие мечты, вкусы, очевидно. Разумный подход, вам не кажется, выбирать жену по себе? Вообще, в те времена невесту выбирала семья, мужчины -- поэтому именно с личности самого Рауля нужно начинать любой разговор о его выборе спутницы жизни.

А король, как она вообще могла рассчитывать на его взаимность? С чего вдруг? Король отчетливо помнил только красавиц двора, и даже подслушанная им восторженная речь Луизы о себе польстила ему, да - но что она меняла, по сути? Одной нечаянной лестью покорить короля? По-настоящему он влюбился в нее только когда она призналась ему в любви. А потом... Она лишилась места, ей сделали внушение три влиятельнейшие дамы страны, королева отчитала ее и прямым текстом пригрозила -- и девушка молча сбежала в монастырь, больше идти в Париже ей было некуда. И если бы Д'Артаньян сдержал свое слово, король бы ее не нашел, забыл бы о ней, быть может, кто знает - ?

Кстати, ничто не мешало 29-летнему женатому королю деликатно поставить на место и вернуть на землю зазнавшуюся и потерявшую стыд девицу, не находите? Они беседовали приватно. Ну, призналась...Ничто не мешало ему "вправить ей мозги" и объяснить что реальное ее счастье - с тем же Раулем, и согласиться на их брак. Ничто не мешало ему, женатому, окруженному красавицами, купающемуся в лести, пожертвовать своими чувствами к ней и опять же - отдать ее Раулю (о чем ему и говорил Атос). Подумаешь, важность.

Видно, его чувства к ней оказались сильнее, как и ее к нему, раз она рискнула всем и призналась ему первой, ни на что не надеясь. Король показан как человек нерасчетливый -- поэтому ее чувства и нашли в нем отклик. Иначе было бы просто смешно.

Если бы она была лицемеркой (таких персонажей у Дюма полно), сам автор бы ее в тексте и разоблачил. Так нет же: она остается верна себе до конца, нетребовательна, скромна, защищает Фуке от короля когда видит откровенную несправедливость, и в самом счастье ее с королем всегда - горечь вины перед Раулем и предчувствие разлуки с любимым. С самого начала. Никаких иллюзий в этом плане девушка не питает - и прямо говорит об этом тому же Д'Артаньяну.
Настоящая лицемерка Лавальер преспокойно бы вышла замуж за виконта и ни капли не терзалась бы по поводу его чувств и судьбы, и звание с полком бы ему выхлопотала, и в любви бы признавалась, и связь с королем отрицала -- и все это годами. Таких вот удобных браков и мужей мужей фавориток история знает достаточно

По поводу реальной судьбы Лавальер: так ее народ и любил больше прочих многочисленных фавориток Людовика, потому что она любила и была любима не за красоту. Детей он признал. В монастырь уходили тогда многие бывшие -- традиционный выход. И сравните ее судьбу с судьбой Атенаис, следующей фаворитки : вот это кошмар.
И недаром вокруг Луизы -- "профессиональные подруги" влиятельных особ Ора и Атенаис: почувствуйте разницу. Автор все показывает на контрасте, кто строит карьеру, а кто любит всей душой.

И, самое главное: мы рассуждаем о персонажах романа. Уже первым франц. читателям "Виконта..." было ясно, что счастья у молодых людей не будет, они же знали историю, так? Можно воспринимать введение в историю о мушкетёрах придуманного де Бражелона как "приём устранения" Атоса, человека сильного духом, высоких моральных принципов, закаленного и верующего. Его могла убить только смерть близких. Эту роль Рауль и выполнил + на его примере было раскрыта невозможность дворянам старого типа ужиться при новых порядка абсолютного монархизма. Конфликт юноши (и Атоса, и ДАртаньяна) с королем лежит гораздо глубже нежелания того "отдать" тому Луизу. Он предал, нарушил сам принцип отношений между нимим и монархией, ударил в самое сердце. Предавший один раз предаст снова и снова, веры больше нет. Так что это не просто неуемное горе какого-то однолюба-безумца из провинции... Рауль потерял и любовь, и будущее, и веру в людей и своего короля. А ведь тому принадлежала вся его жизнь. Арамис предложил отцу с сыном эмигрировать в Испанию, стать грандами -- но Атос отказался за себя и сына. Ну и Луиза из романа = прием устранения придуманного Рауля. Вот и вся ее роль. Мушкетеров она не "убивала" :) Если угодно, цепную реакцию запустил король.


У меня у Дюма также наиболее любимой является "Графиня де Монсоро", а вот "45" показался мне весьма унылым и депрессивным, к тому же линия Дианы здесь выглядит совершенно неубедительной, совершенно эта история не понравилась, но "Графия" - да, зацепила всерьез и надолго, и сейчас я также неравнодушна к этому роману и его персонажам.


Мне в этой ситуации очень жаль Атоса. Он всеми силами пытался направить сына на верный путь, чтобы тот нашёл себе жену, которая действительно его полюбит...но Рауль стоял на своём, и вот, что из этого вышло - отец и сын в соседних гробах.

Несмотря на всё вышесказанное, Рауля мне жаль. Он действительно любил. Как он сам же и сказал Луизе: "Я не упрекаю вас в том, что вы не любили меня, я упрекаю вас в том, что вы дали мне ложные надежды".

Безусловно, и Рауля, и Атоса жаль. Но не вижу какой-то особой вины со стороны Луизы, это Рауль всегда настаивал на том, что они должны пожениться, а Луиза до встречи с королем не возражала, поскольку была почти ребенком и не имела понятия о любви, что ей открылось уже значительно позже, после знакомства с Людовиком.