Больше рецензий

28 сентября 2019 г. 00:40

581

3 Желание высказаться погубило сюжет

Трибьют антиутопии Оруэлла «1984».
Находящийся в санатории на лечении от туберкулеза главный герой романа, Ати, неожиданно для себя начинает задумываться о происходящем в своей стране, загадочном Абистане. А ведь любая неугодная мысль карается смертью. Но Ати решает докопаться до истины.
Граждане страны беспрекословно влачат существование, надеясь на чудо, что однажды либо лично, либо кто-то из их близких или потомков отправится в паломничество. Ведь кроме этого пряника ничего хорошего в их жизни нет. Они выполняют свою функцию, посещая рабочее место, отвлекаясь лишь на молитвы и восхваление страны и их духовного лидера, а домой возвращаются, чтобы поспать. И так по кругу. У них нет свобод, нет выбора. Нет прошлого, нет будущего. Есть только сегодня, только вера. И враг. Безликий, безымянный, но устрашающий.
Язык алжирца Сансаля простой, как и стилистика, но всё-таки слишком много вовлечения в антураж, в детали происходящего в стране (отсюда и самоповторы). До середины романа практически отсутствует действие, почти нет диалогов (которых и во второй половине не так уж и много). Затем начинаются подвижки, но к концу всё снова идёт на спад. Финал скомкан и остался открыт.
Разве можно привлечь этой неказистой аморфной историей главного героя к своим религиозно-тоталитарным страхам и недовольствам, которые запрещённый на своей родине Сансаль выпятил и приукрасил (обезобразил) с лихвой? Я ожидал абсолютно иного наполнения. Лично для меня это больше похоже на литературную карикатуру, чем на роман-антиутопию. Хотя Французская академия, присвоившая роману гран-при, думает иначе.