Больше рецензий

27 сентября 2019 г. 22:35

661

5 Почти ничего не понял, но очень понравилось

Что я могу сказать?
Погорячился. Не рассчитал читательские силы. Не по Сеньке шапка, извините за мой французский.

Книга представляет собой сборник эссе знаменитого поэта Уистена Одена на разные темы. Несколько слов о том, что значит быть читателем, несколько слов о том, что значит быть писателем и поэтом в частности. Далее несколько статей о Фросте, Йейтсе, Кавафисе и других. Увы, но я всегда проходил мимо этих имен, даже не задумываясь. Слышал имена, но не более.
Впрочем автор эссе со мной согласен, проницательно замечая:

«Значительно легче объявить: “Жизнь сложнее, чем то, что я могу о ней сказать”, нежели признаться: “Произведение г-на N сложнее, чем то, что я могу сказать о нем”».
Так что я признаюсь и закрою книгу с чистой совестью.

Не всё так грустно, конечно.
Например о Эдгаре По интересно было почитать, он оказался гораздо многогранней чем я думал.
Никогда не задумывался о том, какое влияние он оказал на литературу, всегда считая его просто автором страшноватеньких рассказов. Однако

«Достоевский много почерпнул из его описаний аномальных душевных состояний, а его увлекающийся логикой герой – предшественник Шерлока Холмса и его многочисленных преемников. От его рассказов о далеком будущем тянется нить к Г. Д. Уэллсу, от приключенческих рассказов – к Жюлю Верну и Стивенсону».


Интересный разбор некоторых пьес Шекспира, вплоть до музыки к ним. Ознакомился и сделал пометку не забыть перечитать, если вдруг возьмусь))) А почему бы и нет? Тут в октябре поэтический моб в группе “Мир аудиокниг” намечается.

В конце буквально несколько строк о Бродском, что вероятно должно было привлечь русскоязычного читателя.Если вкратце то... Бродский крут, даже в переводе, гордись Россия.

Гораздо интереснее было читать первые два эссе о чтение и писательстве. Можно с каждого абзаца вырезать цитаты и делать закладки в книги и плакаты на стены библиотек. В спальне тоже можно повесить)))
Например, почему мы продолжаем с нетерпением ожидать книги любимого писателя, даже если его произведения не вызывает прежнего восторга. У кого-то это Пелевин и как бы не плевались на его очередное ежегодное творение, всё равно пойдут и купят снова в следующем году. Потому что

«Помимо литературных достоинств, его новая книга представляет для нас историческую ценность как творение человека, который нам давно интересен. Он уже не просто поэт или прозаик – он часть нашей биографии».


А как замечательно например написано о том, стоит ли писать отзывы на книги, которые нам совершенно не понравились. Мне очень нравится писать ругательные рецензии, это гораздо увлекательней, чем хвалить книгу и автора.
И тут мне прилетает:

«Нападки на плохую книгу не только пустая трата времени; они портят характер. Если я считаю книгу действительно плохой, то, единственная польза, которую я могу извлечь, сочиняя рецензию на нее, относится ко мне самому и состоит в проявлении моего ума, остроумия и злости, на которые я способен. Невозможно писать о плохой книге, не представляя себя в выгодном свете».

И я понимаю, что ведь наверное так и есть. Даже стыдно стало, но не надолго)))
Тут же Уистен Оден дает хороший совет, который стоит держать в уме, приступая к написанию отзыва о книге.

«Единственное достойное занятие для критика – умолчать о том, что он считает плохим и изо всех сил поддержать то, что считает хорошим, особенно если хорошая вещь недооценена или неизвестна.
Есть книги, незаслуженно забытые, но нет ни одной, которую бы мы незаслуженно помнили».

Замечательные слова, лучше и не скажешь.

Урок литературоведения
Майя majj-s дорогая, ты знаешь этого поэта и очень хотелось бы послушать твои мысли об этих эссе)))

Комментарии


Единственное достойное занятие для критика – умолчать о том, что он считает плохим 

Если бы никто не писал отрицательные отзывы, боюсь представить сколько бы книг я купила только по положительным рецензиям и как бы я потом кусала локти, что потратилась на то, что заведомо не могло понравиться) Как по мне без отрицательных отзывов никак, должно же быть равновесие мнений=)


Согласен с вами тема сложная и локти очень жалко.
С одной стороны Оден жил достаточно давно и наверное представить не мог того информационного шквала, который обрушивается на нас бедных. С другой стороны он сам пишет
«Когда обозреватель, чье мнение я ценю, плохо отзывается о книге, я чувствую облегчение, потому что, очутившись среди новых книг, приятно думать: “Ну вот, по крайней мере, на эту книгу можно не обращать внимания”. Впрочем, если бы он промолчал, эффект был бы тот же»
Опять же вот вопрос на чьи положительные рецензии стоит обращать внимание, а на какие нет.
И это не вопрос профессионализма критика. Скорее это вопрос поиска единомышленников, родственных читательских душ. И конечно никаких гарантий, всегда есть шанс нарваться))) И это прекрасно!


Класс! Обязательно почитаю. Люблю хорошую эссеистику, люблю Одена.
Не наговаривай на себя ты умничка.


Замечательно!
И я себя считаю очень умным, особенно как прочитал в этой же книжке

«Многие люди настолько умны, что не пишут книги, не имея к тому призвания, но вместе с тем не становятся критиками».

))) Самоирония - очень важное качество. А еще скромность, даже не знаю людей более скромных и смиренных чем я!


Да мы же не критики упаси боже, мы читатели)).
Но вообще, если стиль Одена таков, он мне заранее нравится