Больше рецензий

27 сентября 2019 г. 22:03

358

3 Никогда не бросай тех, кто верит в тебя....

"Что делать? Что делать мне здесь, на Лилиенгассе, лишенном лилий; в здешних стенах, с грузом, который я ощущаю, словно ослица собственным хребтом, но не имею сил и воли сбросить его? И что, если это не груз? Что, если это часть меня самой, думаю я. Некий орган, лишившись которого я, например, перестану испытывать потребность ожидать?
Еще бы немного мыслей, думаю...совсем немного, чтобы ощутить: пустоты нет, ее нет ни в сердце, ни в голове. Пока я занята сколько-нибудь дельными мыслями, мыслями, доставляющими хотя бы тревогу, я все-таки понимаю каким-то (шестым ли?) чувством: мое существование ненапрасно - всё оно целиком есть только ожидание. А иначе и не могло быть. Мой отец жил ожиданием, пока оно не оказалось загнанным в тесный угол и не задохнулось там без выхода" (с)

Книга​ мне показалась депрессивной и выматывающей, несмотря на какао и плюшки с корицей на каждой (почти) странице.​ Это какой-то бесконечно длинный монолог, произнесенный внутри, нагромождение мыслей, обрывков мыслей, мыслей о мыслях... слишком лично, как будто копаешься в чужой (больной?) душе. А еще мне постоянно хотелось​ щелкнуть эту Кристель по носу и сказать: "Так нельзя! очнись, ты ведешь себя очень глупо" (примерно с 5-й страницы хотелось, честное слово).​
Текст перенашпигован словами; складывается впечатление, что автор​ подчеркивает​ обладание​ богатым словарным запасом. Все такое заковыристое-с-подвывертом, хотя развернутых, сложноподчиненных предложений не очень много. Скорее впечатление ненужных словесных выкрутасов.​ Часто упоминается Андерсен и его сказки, и​ сам роман стилизован под сказочное повествование; более того, в него вплетена сказка, сочиняемая героиней (угадайте, про что сказка - про вечные странствия-мыкания в поисках непонятно кого или чего, про ожидание, про забывание​). Сказки Андерсена (которые, к слову, тоже очень грустны) мне нравятся, этот роман - нет. В тексте очень много слов типа "обреченный", "страх", "терзание" и пр. и пр. Ощущение беспросветности обеспечено. Вообще, если резюмировать впечатления, то на ум приходят ассоциации: нездоровая атмосфера, душевный недуг, мокрые гнилые листья, блуждание в холодной тьме...

Сюжет (хм, с натяжкой можно использовать это слово) весь заключается в том, что Сванте Свантесон (тот, который Малыш, друг Карлсона) всю свою жизнь ждал и верил (или все еще ждет и верит?), что пухлик с пропеллером вот-вот прилетит, и кончилось все его переездом в дом умалишенных. А его подруга (ушедших светлых дней) теперь все ждет и ждет Сванте, грезит о нем, о прошлом, и ничего, что она уже замужем за другим человеком... А последнему (мужу то есть), видимо, остается лишь понять и простить....