Больше рецензий

BooksWormLa

Эксперт

Души встречаются в книгах

27 сентября 2019 г. 00:42

39K

2 Убийственно......

Я знаю, что в целом эта книга любима. Многие считают её шедевром.
Если вы из этих людей - не читайте далее мой отзыв.
Теперь о произведении:
Мне было очень скучно. Настолько скучно, что даже с трудом пыталась заставить себя заинтересоваться историей, что странно, поскольку я люблю книги про всё таинственное и неизведанное. Никогда я так сильно не боролась сама с собой, чтоб закончить книгу.
Под маской средневековой тайны Умберто Эко написал трактат о философских идеях (не представил всех их точно), чтобы убедить читателя, насколько он действительно умен. Но, видимо, не очень, раз не смог завуалировать самообожание.
Я могу подытожить всю историю о неких действиях в монастыре на севере Италии таким образом:
- У монахов есть сумасшедшие видения, многие из них не продвигают сюжет ни на миллиметр.
- Умберто Эко знал латынь, и он хочет, чтобы вы знали это. (Восторженные ахи).
- Эко знает библейские писания, но их так много, что он затрудняется, каким же лучше похвастать и кидает их все в тесто, чтобы создать пост-апокалиптическую смесь, опять-таки, не имеющую смысла в самом сюжете.

В какой-то момент вам начинает казаться, что Эко - это бледная версия Дэна Брауна. (Субьективно моё мнение, если вы опять же фанаты Эко, пожалуйста не утруждайтесь поливать грязью Брауна.) Оформление повестования можно сравнить с одним из романов Брауна с тем же явным злодеем / религиозным фанатиком. Мистер Браун хороший рассказчик. Эко ужасный рассказчик, который любит писать.
- Высокомерный «Постскриптум», написанный автором занимает 40 страниц, чтобы объяснить вам, насколько он великолепен (Ахи сопровождаются аплодисментами). На этих 40 страницах он противоречит сам себе. Реально, перо надо было отложить уже на пятой странице.
На самом деле мое самое большое разочарование в связи с «Именем розы» состоит в том, что автор нередко представляет интересную идею, которая, если бы ее продолжили, привела бы к интригующему чтению. В тексте есть самородки, которые, если их вырвать из контекста, довольно проницательны и заслуживают обдумывания. Каждый раз, когда он представляет идею (философскую, образовательную, религиозную или другую), он делает это на 2-3 страницах, а затем продолжает читать лекции еще 10-20 страниц по той же теме. Создаётся впечатление, что читателя считают тупиком.

Чисто по иронии судьбы Эко пишет в книге: «Благо книги — в том, чтоб её читали. Книга состоит из знаков, говорящих о других знаках, которые в свою очередь говорят о вещах. Вдали от читающего глаза книга являет собой скопище знаков, не порождающих понятий. А значит, она нема.»

Ветка комментариев


Тот случай, когда читатель ничего не понял в книге, но все равно решил оставить рецензию. Сравнить Эко с Брауном - это все равно что смешать божий дар с яичницей. В другом его романе - "Маятнике Фуко" - дана прекрасная пародия на книги, подобные брауновским поделкам. Про жанр постмодернистского романа не упомянуто ни слова. Хотя у Эко есть целое "Послесловие к И. Р." на 70 страниц, где он подробно разъясняет принципы своей работы.


Здорово придумано - чтобы понять книгу я должен прочитать послесловие с разъяснениями принципов работы над книгой. Кажется в рецензии упоминали самолюбование автора?


Тут особый случай. Эта книга относится ко вполне серьезной литературе постмодернистского направление, которое тогда находилось в стадии становления. Она "сделана" таким образом, что она рассчитана на несколько способов чтения и имеет несколько смысловых "слоев". Вы можете не читать никаких послесловий, но тем не менее, получить удовольствие от сюжета. Однако какие-то смыслы при этом от вас ускользнут, и останется ощущение, что много лишнего. А можно вчитываться и искать источники цитат, аллюзии, переклички с литературой разных времен - и тогда вы получите наслаждение от интеллектуальной игры, которую с вами ведет автор.
В И.Р. есть, как минимум, следующие пласты:
1. Исторический детектив-квест.
2. Исторический роман о борьбе францисканцев-спиритуалов против папства и инквизиции.
3. Постмодернистский роман с лоскутами цитат из литературы XII-XX вв.
4. Практическое пособие по семиотике и средневековой теологии.
5. Историко-культурологический трактат о сломе средневекового дискурса (языковых и мыслительных практик и мировоззрения) в Европе. Этот пункт мне подсказал сам Умберто Эко в 1998 году.


P.S. Кажется, в Послесловии сам Эко отметил, что специально поставил барьер для читателя на первых 50-ти страницах книги, чтобы отсечь любителей псевдо-исторической развлекательной литературы. Не забываем, что все эти приемы в 70-е годы были в новинку, некоторые читатели даже восприняли всерьез "фейковое" предисловие к роману.

Так что в своем признании, что книгу И.Р. было скучно читать, автор рецензии попался в ловушку, заботливо расставленную Эко. Лучше было бы все-таки изучить вопрос поосновательнее, прежде чем выступать с рецензией на широкую публику.


Значит он заведомо так написал, чтобы его не читали "всякие", а читали только "избранные"))) не всем дано


А вы сделайте то же и столько же , как Эко. Тогда и поговорим.


Сперва добейся (с).

Ваше мнение очень ценно для меня, оставайтесь на линии.


согласна)


Это правда. Ставить рядом Умберта Эко и Дэна Брауна (оба прекрасные авторы) это всё равно что рассуждать о сравнении Олега Газманова и Баха...


Я тоже не понимаю "читателей", которые, не поняв книгу вообще, еще и рецензии пытаются писать. Грустно. Ну, не "по зубам" тебе книга, отложи ее и не оценивай вообще. К тому же, как ты ее оценить можешь, если не понял?