Больше рецензий

Wunderlick

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 сентября 2019 г. 08:26

4K

4 Бросая Мир ради любви

На мой взгляд, Герберт Уэллс – тот автор, с чьим творчеством стоит познакомиться всем любителям настоящей фантастики. Автор, заглядывающий в будущее: мировые катаклизмы, колониальные захваты, освоение космоса, весомая роль авиации, последствия великих научных открытий. Я не перестаю удивляться, какой нужно обладать прозорливостью, чтобы ещё в конце девятнадцатого века предугадать дальнейшее развитие научно-технического прогресса и то, что последует за ним.

Рассказ «Армагеддон» или правильнее «Сны об Армагедоне» не стал исключением. Уэллс проецирует будущее в форме сна, который рассказывает пассажир поезда автору. Герой во сне переносится на много лет вперед, став другим человеком.

«Видите ли, в том сне я был великим человеком — из тех, в которых верят, за которыми идут. Миллионы людей, никогда меня не видевших, готовы были действовать и подвергаться опасностям только потому, что вполне доверяли мне.»

Тут все атрибуты социально-фантастического жанра: глобальный конфликт, безумство ослеплённого народа, поклоняющегося недальновидному правителю, порицание личностей, идущих против диктаторской системы. Я нахожу, что этот рассказ, написанный в 1901 году, звучит словно предупреждение.

«Мне кажется, что летчики даже не представляли себе ясно, как все будет в действительности. Эти летающие военные корабли были только малой долей бесконечного числа разных военных приспособлений, изобретенных во время продолжительного мира. Много было придумано и усовершенствовано таких предметов — адских, отвратительных штук, ни разу еще не испробованных: громадные машины, страшные взрывчатые вещества, величайшие орудия.»

Уэллс даже и не подозревал, насколько точно он, задолго до начала жесточайших войн, предугадал сценарий развития мирового конфликта. Да, он не мог и представить насколько далеко шагнёт технический прогресс: современное оружие и военная техника потрясают своими масштабами. Но насколько же прозорлив он оказался! Жаль, что его прозорливость и своеобразное предупреждение, не возымели должный отклик.

Параллельно с фантастической стороной сквозь рассказ проходит и философская тема. Вопрос, о котором можно рассуждать бесконечно: пожертвовать собой во благо всех и каждому или блюсти только свои интересы? И здесь выбор главного героя: спасти человечество, когда именно от тебя зависит всё, или собственное счастье? И конечно одной из главных тем рассказа это любовь.

«Она была прекрасна. Не той страшной, холодной красотой, способной вызвать поклонение, как красота святой; не той, которая возбуждает страсти, но которая просветляет душу — нежные, кротко улыбающиеся губы и задумчивые серые глаза. Движения ее были так грациозны, она была полна такого изящества…»

Без любовной истории у Уэллса редко обходится и здесь во сне в этом мире герой влюблен. С этой девушкой он будет до конца, бросив ради нее все остальное.

«…я от всего отказался ради нее, от своих планов, тщеславия, от всего, к чему стремился, чего желал. Я был знатным человеком там, на севере, влиятельным, богатым и известным, но что могло сравниться с ней? Я приехал с ней туда, в этот город, полный веселого солнца, и бросил все на произвол судьбы, чтобы насладиться жизнью хоть под конец моего земного пути.»

Однако, несмотря на захватывающий сюжет, философию рассказа и несомненный дар предвидения автора, погрузиться с головой в историю главного героя мне так и не удалось. Может из-за того, что герой – влиятельный и значимый политик, а может из-за того, что философия слишком надумана: война или любовь?

Несомненно, рассказ «Армагеддон» я рекомендую к прочтению всем, особенно любителям жанра. Но, на мой взгляд, у данного автора можно найти и более удачные рассказы со схожей социально-фантастической тематикой.