Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 сентября 2019 г. 18:44

14K

4.5 Мещанин во бомонде

У Варламова получилась довольно интересная книга, он пытается быть предельно объективным, описывая жизнь такой сложной фигуры, как Василий Шукшин. Пользуется при этом мемуарными свидетельствами, сохранившимися документами и откровенными слухами и анекдотами, о статусе последних всегда честно предупреждает.

В результате складывается очень непростая картина, далеко не всегда совпадающая с тем образом легендарного и народного режиссера, актера и писателя, который утвердился в общественном сознании и стал своеобразным символом. Уникальность фигуры Шукшина неоспорима, он по сути единственный, кто сумел оставить громкое имя в кинорежиссуре, литературе и в качестве актера, а кроме того приобрести настоящую народную любовь. Единственный, кто может претендовать на что-то подобное, это - Высоцкий, который был любим не меньше, смог взять высоты в актерстве и литературе, но не успел в режиссуре, если бы прожил подольше, думаю, состоялся бы и в этом качестве. Но оба ушли рано, как принято говорить - сгорели.

Сложность фигуры Шукшина в том, что он действительно горел, посвящая себя творчеству, но в то же время он умел выжимать из ситуации все возможные плюсы и использовать для этого все имеющиеся козыри. Он всю жизнь притворялся и юродствовал, играя роль деревенского простачка, хотя по жизни простачком далеко не был. Слабости были, это - факт, выпить любил, не просто любил, а до белой горячки допивался и приходилось лечиться в психушке, баб любил, покуражиться любил, пыль в глаза пустить был мастер. Но тут только пьянку можно считать за настоящую слабость, остальное было механизмами манипулирования окружающими.

Шукшин вовремя почувствовал свой час - 1954 год, он не бросился поступать во ВГИК в 1953, сразу после смерти Сталина, дождался попутного ветра и заявился, претендуя на образ дурачка-простачка от сохи, он и говорил деланно "по-алтайски" и одевался намеренно простецки. За то и держали, за то и ценили. Нет, талантом его бог не обделил, талантища там было немерено, но талантливых много, а вот презентовать себя и свой талант могут единицы, Шукшин таким умением обладал.

И еще он знал, чего хотел, он это обозначил в самом начале своего обучения во ВГИКе - стать знаменитым, об этом он говорил друзьям, писал в письмах троюродному брату и маме. И он упорно шел к своей цели, используя попутчиков и позволяя им использовать себя, умудрился не поехать по распределению в Сибирь, зацепился за Москву, сумев очаровать саму бывшую секретаршу Ленина, которая его прописала у себя. Несколько лет проходных съемок у других режиссеров после неудачи дипломного фильма.

В это время Шукшин начинает заявлять о себе, как о писателе. Но и здесь он умудряется как ласковый теленок двух маток сосать - в самый разгар противостояния патриотов и либералов Шукшин публикуется в изданиях обоих лагерей, что тогда удавалось только единицам. Более того, он даже дает повод драться из-за него, в обоих станах его считали своим, а он всё время был сам по себе, в письме Белову писал: "в одиночку борюсь".

Тот же Белов призывал его бросить кино, сосредоточиться исключительно на литературе, считая, что в этом направлении его друг может добиться гораздо большего, но Шукшин так и не смог полностью уйти в писательство. Оно подразумевало долгую кропотливую работу, которая не скоро делается и не быстро дает плоды, а ему был нужен скорый результат, признание и слава. А в кино-то слава поярче будет, так что он был приговорен к распылению своего таланта между двумя, даже тремя, музами.

И все же за этой природной ушлостью стоял человек, действительно, из народа, который многое смог впитать в себя из мировой культуры, но и многое не смог в себе изжить, во многих отношениях Шукшин был представителем того деклассированного советского мещанства, которое вожди партии пытались волочить в светлое коммунистическое будущее. Да, он был из крестьян, но крестьянство как класс уже не существовало, переродившись в сельское мещанство, вот его и представлял собою Вася Шукшин. Особенно эта черта ярко проявлялась в отношениях с женщинами, его привлекали рафинированные "городские цацы", но он рядом с ними не мог соответствовать, срываясь в хамство, самодурство и даже рукоприкладство. И только с такой же мещанкой, как сам, с Федосеевой он сумел найти свое счастье, а то, что сегодня она и детки благополучно полощут его имя, так что же вы хотели?

При всем при этом, как бы изживая это из себя, он творил в кино и в прозе великий образ чудика, человека внутренне чистого, но в чем-то обязательно социально ущербного. В каждом своем рассказе, в каждом фильме, он писал образ самого себя, об этом говорит и изобилие автобиографичных деталей во многих произведениях Шукшина.

Он дожил до настоящей славы, правда, длилась она недолго - всего-то меньше года. "Калина красная" стала его вершиной. И тем ярче был его уход на гребне славы, во многом благодаря смерти сразу после фильма, Шукшин смог стать легендарной фигурой, его реальный образ как бы слился с образом Егора Прокудина. В октябре 74-го хоронили не одного Шукшина, хоронили двоих - Шукшина и Прокудина.

Много написано, как третировали и угнетали Шукшина, как затрудняли ему путь к признанию. Но, если внимательно проанализировать факты его жизненного пути, становится ясно, что советская власть к этому третированию не имела никакого отношения, более того, именно к советской власти шел Шукшин за защитой - Демичев, Романов оказывали ему - сыну репрессированного - реальную помощь и решали проблемы. Да и феноменальный успех "Калины красной" во многом обязан Леониду Ильичу Брежневу, которому очень понравилась картина и который дал понять, что её нужно поднимать на щит, что тут же было проделано критиками, которые так же легко могли и смешать эту ленту с грязью, повод был - больно уж много в ней лубка, как впрочем во всем, что создавал Шукшин, как и в его жизни в целом. Но народ любит лубок, так что в этом отношении он был солидарен со своим Генеральным секретарем.

А вот кто реально втыкал палки в колеса народному режиссеру и писателю, так это именитые собратья по цехам: режиссеры Герасимов, Ростоцкий, Лиознова, Юткевич, писатели Нагибин и Горенштейн, и многие другие, которые его искренне не любили, а подчас и ненавидели. Это они, а не партия, не дали ему возможности снять "Степана Разина", кстати, Бондарчук к этому тоже руку приложил.

Все-таки Шукшин сумел выполнить мечту своей юности - он стал знаменитым, он взошел на Олимп. Правда, заплатил за это дорогой ценой, медики после его смерти сказали, что у него было сердце 80-летнего человека.

543
Шукшин в молодости

Рецензия написана в рамках игр "Книгомарафон" и "Урок литературоведения"

Ветка комментариев


Читаю сейчас для интереса подшивки Сов.Экрана и Искусство кино за конец70х - начало 80х - Шукшина там всем ставят в пример при каждом упоминании, славят как гения и мастера. А хитрован он был действительно знатный.