Больше рецензий

20 сентября 2019 г. 11:38

2K

4 ... Даже малая толика лжи может иметь смертельный эффект...

картинка missis-capitanova

"... Настоящая история — подлинное прошлое — далеко не так проста.
Она не плоская и не примитивная. Она текучая и быстрая, как река,
необъятная и непознанная, как вселенная. И еще она изменчива:
как только кажется, что помнишь что-то очень четко,
проекция сдвигается, выползают новые, давно забытые картины,
новая версия происшедшего..."

Ну что ж, сказать что книга мне понравилась - не то слово. Но не без некоторых "но". Сначала о приятном. Я не только прочитала, а и прожила весь этот сюжет вместе с героями в имении Ривертон. Я вместе с Грейс прислуживала семейству Хартфорд, сплетничала о них на кухне со слугами, завороженно следила за жизнью Эммелин и Ханны. Я вместе с Дэвидом и Робби отправилась на войну. Я вместе с Ханной мечтала вырваться из золотой клетки, увидеть мир и зажить настоящей жизнью, а с Эммелин хотела веселья и эмоций, хотела, порхая как птичка-невеличка, взять от жизни все. Мы вместе с Робби презирали высшее общество с его жеманностью, чопорностью и заплесневелыми устоями. И я, уже сама по себе, очень хотела узнать, что же за тайну сохранила служанка Грейс Ривз до глубокой старости и почему она, дожив до седых волос, по-прежнему не может без дрожи вспоминать, чем закончилась ее служба в Ривертоне...

Как Вы уже поняли, события, развивающиеся в Ривертоне, буквально заворожили меня. Но эта литературная магия закончилась ровно тогда, когда сюжет переместился в Лондон. И хотя я осознавала, что как раз таки лондонские происшествия станут ключом к пониманию, что за трагедия разыгралась в 1924 году в имении во время вечеринки в честь летнего солнцестояния, даже это не повлияло на мой неинтерес. После того как Грейс со своей хозяйкой покинули поместье - как ножом отрезало! Дальше я уже читала спустя рукава... То же самое касается и современной части сюжета, когда американский режиссер Урсула Район загорается идеей снять фильм о жителях Ривертона и для этого находит Грейс в доме престарелых - как последнего живого свидетеля тех дней.

Современность в этой книге на мой вкус вообще лишняя. К чему она? Зачем нам знать перипетии жизни служанки после того, как она оставила службу в имении? Зачем мне вся эта история с ее внуком-писателем и его умершей бывшей женой? К чему эти магические совпадения с тем, кем оказывается Урсула по отношению к обитателям Ривертона? А внезапно вспыхнувшая искра симпатии и понимания между нею и Марком? "Случайное" счастливое воссоединение Грейс с Альфредом в 60 лет - тоже мимо. Все, что в книге касалось наших дней, лично для меня выглядит из серии "и тут Остапа понесло". Если бы Кейт Мортон закончила историю на том, как Грейс покидает Хартфорд, было бы лучше. Хотя сами вставки с киносценарием мне понравились.

Вообще я бы предпочла чтобы Грейс в этой книге была сторонним наблюдателем. Просто служанкой, которая фанатично предана своей хозяйке. Я бы даже сказала, что не просто преданная, но и влюбленная в нее... Сюжетная линия о матери Грейс и мистере Фредерике - ну просто *facepalm*! А Кейт Мортон еще и пыталась из этого какую-то интригу выжать. Этот момент в книге банален до невозможности... Вся ее подноготная бросается в глаза с первых страниц! И я глубоко сомневаюсь, что леди Эшбери приняла бы Грейс на работу после той истории! Для людей ее круга Грейс была бы живым напоминанием о падении сына, о поступке, который позволил слиться тем, кто рожден приказывать, с теми, кто рожден подчиняться. Я предполагаю, что в реальности мать Грейс не только бы покинула службу - вряд ли семья Фредерика бы позволила ей даже осесть поблизости!

Теперь что касается убийства Робби на вечеринке. Увы, но здесь тоже особо не получилось выдержать интригу. С самого начала служанка намекает нам, что это было не самоубийство. Хорошо, если он не покончил с собой, то его убила либо Ханна, либо Эммелин, которые были рядом с ним. Осталось понять только кто и почему. На меня больший эффект произвел бы любой другой вариант развития событий - пусть бы даже его убила сама Грейс. Кстати, в начале книги она, предаваясь воспоминаниям, говорит фразу о том, что эта история может стать весьма непонятной для современных людей - они не увидят в ней ничего такого, из-за чего нужно было стрелять. И да, это действительно так. Я абсолютно не понимаю того, зачем был убит Робби. Нет, даже не так: я могу понять логику выстрелившей в него женщины, но она мне кажется какой-то алогичной и кривой. Та ситуация, которая сложилась, не была тупиковой или безвыходной. На современный лад она была надуманной и гиперболизированной ее участниками. Ханна и Робби могла вполне предпринять вторую попытку. И третью, и четвертую, если уж на то пошло. Просто в тот момент им нужно было пойти на поводу у подвыпившей Эммелин. А если б она что-то и заподозрила - ну кто станет обращать внимание на лепет пьяной женщины? Особенно, с той репутацией, которую она заимела к тому моменту...

Точно так же мне непонятно, почему спустя 70 лет эта история по-прежнему имеет такое влияние на Грейс. Как будто она случилась вчера. Да, конечно, девушка сыграла в ней определенную роль, но эту роль тоже не стоит преувеличивать и делать из нее главного виновника. То, что однажды Грейс соврала Ханне, конечно, ее не красит. Но у Грейс всегда была возможность сказать, что она, например, так и не научилась стенографировать - в те годы никто бы этому не удивился - тогда уже тот факт, что прислуга умеет читать вызвал бы среди господ небывалый ажиотаж! Грейс могла сказать Ханне, что у нее был лишь один урок стенографирования - мол, не хватило денег оплачивать дальнейшие и т.п. Вариантов чтобы объяснить свое незнание можно было выдумать массу! Грейс поступила дурно, но на мой взгляд большая доля вины лежит на Ханне - не Грейс же толкнула ее в объятия любовника, не Грейс придумала обставить побег именно так, ни Грейс сделала роковой выстрел... Мне кажется, что дело здесь не столько в том, что Грейс обманула Ханну. Все сводится к тому, как Грейс относилась к своей хозяйке. Она просто была так в нее влюблена, что не смогла бы выставить себя перед ней в каком-то неприглядном свете... И вот что получилось...

Конечно, эта история в большей степени "женская". Обычно, когда я говорю о литературе "женская" - это снисходительное прилагательное, обозначающее, что книга не стоит внимания, поскольку кроме банальных страстей, расставаний, примирений, слез, соплей и невероятных, за гранью разумного, совпадений в ней ничего нет. Относительно этой книги это не так. Она "женская" не в этом смысле и это прилагательное не стоит воспринимать уж слишком критично. Просто мужскому читателю здесь вряд ли есть чем поживиться :) Отдельно мне хочется обругать обложку книги. При чем, во всех изданиях. Если б мне не посоветовали этот роман в игре, я бы сама за него не взялась - глядя на обложку, я бы решила, что это какая-то слащавая, страдальческая бульварщина. И страсти, и любовь, и ревность, и измены, конечно, в книге есть, но Кейт Мортон смогла рассказать эту историю, практически не скатываясь до банальностей.

За все вышеперечисленные моменты я не могу поставить роману высший балл. Но твердую четверку именно за события первой части она заслужила. История службы Грейс в Ривертоне прекрасна. А насчет всего остального - закроем глаза и сделаем вид, что этого не было...

Книга прочитана в рамках 7-го тура игры "Новогодний флешмоб 2019" и 82-го тура игры "Книгомарафон"