Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 сентября 2019 г. 21:39

1K

3.5

«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить,
дай мне мужество изменить то, что я могу изменить.
И дай мне мудрость отличить одно от другого…»
(К.Ф. Этингер)

Просто хорошая книга. Хорошая на все времена, для всех и каждого. Даже если военная тема не ваша, партизанским движением в Италии вы не интересуетесь, а к уничтожению евреев относитесь осуждающе-умозрительно, как к случившемуся «там-и-тогда», есть смысл ее прочитать, потому что она заставляет задуматься о собственной любви к ближнему. Не зря же в эпиграфе автор цитирует Вергилия: «Любовь побеждает все». Это не про секс, это про агапэ, которой в сегодняшнем мире становится все меньше и меньше. Книга М. Салливана пробуждает человеческое в человеке, даже если это чувство загнано куда-то вглубь и давно не слышит голоса ни своего, ни чужого барабанщика.

«Дай силы, Господи, терпеть,
Когда закончилось терпенье...»
(Г. Ляшенко)

«Под алыми небесами» - несложная для восприятия книга: просто написана, просто читается. В ней нет обличительных рефлексий или выставленных напоказ страданий, но в ней есть что-то подлинно пронзительное – не нагнетаемое, не истеричное, но заставляющее тебя сопереживать тому, как Пино с братом трудом пробивают снежную корку накрывшей беженцев лавины, как Пино везет на генеральском «даймлере» тело погибшей при бомбежке Габриэллы, как он становится свидетелем расстрела Анны. Вместе с ним ты чувствуешь себя попеременно то бессильным и слабым, то ожесточившимся и способным на все. Конечно, читая этот роман, можно произносить сакраментальное «На войне, как на войне», но если эта воскрешаемая книгой память не пробивает сердце на эмоции, значит, что-то в тебе безвозвратно потеряно, атрофировано.

«Дай воли, Господи, идти,
Не падать духом, не сдаваться...»

Читая, я вспоминала «Ковчег Шиндлера», «Мандолину капитана Корелли» и другие книги о войне, написанные без громкого боевого пафоса битв и сражений, а поданные через призму восприятия обычного человека, жизнь которого пришлась на трагическое время и все равно продолжается, несмотря на боль и утраты: есть осознание, что надо жить дальше и не быть безучастным, сохраняя свое никому не нужное «алиби в бытии», а занимать активную позицию, выражать отношение к происходящему и переступать через отчаяние и страх, чтобы менять жизнь к лучшему. Мирное население – это ведь не безликая масса страдающих людей, а тысячи отдельных личностей - либо протестующих и борющихся, либо смиряющихся и приспосабливающихся.

«Ещё, Господь, нас научи
Творить добро, наград не зная...»

М. Салливан воплотил в своей книге старую, но очень правильную идею: показать войну через проявления мужества и минуты слабости одного конкретного человека, когда он через не могу делает то, что, как ему кажется, он должен делать. Читая, лучше понимаешь, откуда человек черпает силы все вынести, чем компенсирует страх, почему теряет и вновь обретает веру, как острее, чем в мирное время, переживает все то хорошее, что вопреки всему происходит в его жизни. Книга очень мудрая и гуманистическая, в ней есть некая созерцательность выжившего, терпеливая наблюдательность и, если хотите, смирение перед лицом неизбежного.

«Дай силы, Господи, прощать
Того, что в жизни не прощают...»

Таких людей, какими было поколение Пино, сейчас уже почти нет. Не потому, что новые поколения хуже, а потому, что другое историческое время создает других людей, другой тип социальных связей, другие формы гуманизма и ответственности. Я долго всматривалась в его лицо на фотографии, приведенной в конце книги, чтобы отчетливее представлять себе его во всех драматических эпизодах, которые он преодолел. И мне понравилось послесловие, в котором жизнь каждого героя была доведена до ее логического конца. В этом мне тоже виделся некий гуманистический пафос: пусть война разрушила ту жизнь, которая у них должна была бы сложиться, если б не было войны, после нее они смогли найти себя и жить долго и, наверное, счастливо.

Комментарии


Не потому, что новые поколения хуже, а потому, что другое историческое время создает других людей


А каких, на Ваш взгляд, других людей?


Если кратко, то менее коллективистически ориентированных, более рациональных, более сконцентрированных на себе, более отчужденных, в каком-то смысле более нарциссичных, менее глубоких в плане переживаний, более ранимых, может быть, менее ответственных перед кем-либо за течение собственной жизни. Как-то так.


менее глубоких в плане переживаний, более ранимых


Интересно...Это как?


А вот так: "Извини, старик, ничего личного", "Надоело... разбежимся?", "Трудно? Да брось", "Не бери в голову" и т.п. :)


Это как с разбитой чашкой сейчас, проще новую купить. Дети потребительского общества


Не знаю, ярлыков бы клеить не стала. Просто приходилось общаться с людьми разных поколений, и разница в их отношении к себе, другим людям и миру в целом ощутима. Наверное, мир каждый раз хочет от нас чего-то иного на каждом историческом этапе. :)


Мне кажется, сейчас мир просто активно и хаотично сходит с ума)


Я так не думаю. Мне кажется, что просто мы взрослеем, и наше привычное мировосприятие потихоньку вместе с нами уходит в прошлое, а мир меняется под новые условия существования, новые вызовы, новые возможности. И, может быть, это даже правильно, что люди становятся другими - они приспосабливаются к тому, в чем и как им придется существовать. Возможно, у них другие болевые точки и точки счастья. А то, что они не похожи на старшее поколение или на взрослое... ну так что же? Мы тоже были непохожи в свое время. Постареем - универсализируемся до вечных ценностей. :)


Постареем - универсализируемся до вечных ценностей. :)


Мне кажется, для этого нужно прожить ну ОЧЕНЬ долгую жизнь) Лет 500?...)


Да ну, лет до 60-65 будет вполне достаточно! :)))