Больше рецензий

26 сентября 2011 г. 15:45

225

5

Детектив – это сказка; и более того, - это переродившийся миф.

Вы никогда не задумывались, отчего злодей из «Собаки Баскервилей» ловит на болоте бабочек, аббат Фариа пьет странную красную жидкость, а «огромная глыба» Ниро Вульф – родом из Черногории?
Или почему Шерлок Холмс, видимо, единственный литературный персонаж, которому пишут письма?
Даниэль Клугер задумался.

Чувство необъяснимого ужаса впервые в жизни я испытал при чтении рассказа Артура Конан-Дойля «Пестрая лента». […] Пытаясь много лет спустя вспомнить и понять, что именно меня напугало, постепенно пришел к выводу: во всяком случае, не преступление и не чудовищные планы преступного доктора […]. Источником ужаса, как я сейчас понимаю, стала атмосфера, окружавшая фигуру главного героя…



Небольшая книжица, по сути, расширенное эссе – автор последовательно отстаивает парадоксальную, в общем-то, идею, что не только преступник, но и следователь в классическом детективе является носителем иррационально-хтонического, дионисийского начала, что, таким образом, сделало «вырождение» классического Шерлока Холмса в постмодернистского Ганнибала Лектера неизбежным. Автор заходит и дальше, объявляя детектива подлинным аватаром Диониса-Загрея (любопытнейшие наблюдения насчет изоляции, неподвижности и связи с растительностью), в конце концов, карающим преступного самозванца.

В свою очередь «все многочисленные убийцы детективных сериалов в действительности лишь маски одного и того же существа», отсюда рассуждения об эдиповой (!) подоплеке конфликта.

Это непрекращающаяся, до конца веков, борьба двух сил за власть над миром. […] Мы же по-прежнему останемся лишь свидетелями ее, читателями бесстрастных протоколов этого состязания, именуемого «классическим детективом».