Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

17 сентября 2019 г. 15:20

2K

4.5 Чемпионы выживания

В следующие месяцы всего-то и будет что несколько последних прочных островов жизни – нашу мать будут терзать лечением. Ее распахивали и плотно захлопывали, как машину на обочине шоссе. Помните звук, как с размаху хлопаешь водительской дверцей, когда наконец-то удалось вновь завести проклятую развалюху, и молишь еще хотя бы о нескольких милях?
Каждый день напоминал такой завод.
Мы немного проезжали и снова глохли.


Это было лет семь назад, стоял лютый холод и я боялась, что машина после кинотеатра не заведется, аккумулятор был хлипкий. Но мы все же пошли в кино, потому что душа просила какой-то радости посреди этой арктической стужи, девочка в сером пальто на постере казалась такой милой. А главное название, "Воровка книг". И я плакала почти все время, пока шел фильм. Вот убей, не понимаю, почему. Он довольно сентиментален, а я не вовсе твердокаменная, и над трогательной историей иной раз роняю слезу-другую, но чтобы чуть не навзрыд и со всхлипами - такого не бывает. Поди разбери, какие потаённые струны в душе тронуло это кино, которого не пнул только безногий.

Но именно потому что впечатление от фильма было таким сильным, книгу читать опасалась. А когда всё-таки взяла "Книжного вора", это была совсем другая история, тоже прекрасная но иная. Потому следующей книги Маркуса Зузака ждала и боялась: всегда страшновато, что новая книга автора шедевра не оправдает ожиданий. Да ведь он с новой и не спешил особенно, столько лет прошло. И вот "Глиняный мост". В начале оторопь. "Что за хрень?" - этим вопросом задавалась примерно пятую часть от объёма книги.

Какой-то лютый постмодерн. Мешанина из перемещающегося странными рывками во времени действия; животных с мифологическими именами; парней которые дерутся и ругаются матом: не то спортивная команда не то заключённые исправительной колонии для трудных подростков. В довершение непонятный Убийца, который бродит среди этого бедлама, натыкаясь на все углы, будучи атакован всеми тварями, земными и небесными, населяющими ковчег. И что совсем этим делать, совершенно неясно.

У книги чрезвычайно высокая плотность поверхностного натяжения, она очень трудно впускает в себя читателя. а к удобопонимаемой истории приходишь, оставив позади едва не треть объёма. Но оно того стоит. Зузак знает, что делает. Это как вываживать необъезженную лошадь: измотав на старте, он получает покорного авторской воле, готового к сотрудничеству, не ждущего сладкой подачки за всякое проявление понимания, партнера. С которым одолеет все барьеры и пороги этой непростой истории.

О лошадях заговорила не случайно они здесь будут, как и любимый Зузаком бег. То и другое станет частью истории семьи Данбаров, так негостеприимно встретившей в начале книги. А вы чего ждали? Пятеро пацанов: старшему восемнадцать, младшему шесть. Отец ушел из семьи через полгода после смерти мамы, умирание которой продолжалось долгих два года. За это время все они тоже немного умерли, а окончательно убил каждого из своих сыновей Майк Данбар. когда решил исчезнуть.

Нет, никто никого не судит, просто все так складывается нескладно. У мальчика, отец которого погиб (он был пожарным), и с одной из благотворительных посылок, собранных по принципу: на тебе, боже, что мне негоже, в семью попал старый календарь "12 мужчин, изменивших мир". Мальчик вдохновился примером просроченных кумиров и стал художником. Хорошим. И женился на лучшей девушке на свете. А потом она его бросила и он больше не писал картин. У девочки, которая мечтала связать свою жизнь с музыкой, и задатки у нее были. Но хлеб эмиграции оказался горше, чем вообразить могла, поначалу пришлось зарабатывать мытьем сортиров, а после выучилась на преподавателя "Английский как неродной"

Они чудом встретились, полюбили друг друга, двое подранков, творящих райские кущи на пепелищах. И родили этих пятерых пацанов: Мэттью, Рори, Генри, Клэя и Томми. И было счастье. Пока Пенелопа не начала умирать. А самое странное, что счастье было и во время, и после. Меньше, приглушенное, под сурдинку и окрашенное в оттенки серого, но скорбного бесчувствия нет в этой книге. Да, Зузак сентиментален, но семейная драма не может не быть чувствительной. И, стоит отдать ему должное - не передавливает коленом слезной железы читателя.

В романе есть история, за развитием которой интересно следить. Есть смешное, грустное, трагичное. Есть про то, как умирать и про то, как возрождаться к жизни. Есть герои, ни одного из которых не назовешь картонным. А как насчет глиняных? Ну, разве в том смысле, в каком все мы от сотворения мира глина.

С благодарностью Librevista

Источник

Комментарии


А-а! Мы выложили рецки с разницей в несколько часов!
Я рад, что тебе понравилось и ты прорвалась через натяжение текста.
Всё же он очень крут, согласись. Мне кажется это один из самых самобытных авторов нашего времени, хоть я читаю только его вторую книгу.


У меня то же впечатление. И Зузак не педалирует эмоций, хотя вполне мог ms давить и давить на удачно найденную кнопку, огребая читательских восторгов. Он ищет и находит новые выразительные средства, не смущаясь перспективой остаться непонятым большинством.


Ещё раз подтвердилось моё мнение, что у Зусака есть только одна хорошая книга, "Книжный вор"...


"Книжный вор" тоже не сразу в себя впускает, там ведь процентов семь от объема просто не понимаешь, что рассказчик - Смерть.


Может, и так, но об этом написано в издательской аннотации :)


В аннотации на Книжного вора? Я не читала аннотации, взяла книгу после фильма, а там все иначе.


Ну вроде да, в аннотации книги... Могу ошибаться, но кажется, это была одна из причин, по которой я её и прочитал.


Скорее всего не ошибаетесь но я почти никогда не читаю аннотаций, полагаюсь на рекомендации друзей или собственную интуицию


Я только что оставил в меру язвительный коммент к уведомлению о том, что робот рекомендаций стал умнее :)))
Люблю некоторых роботов, но робот рекомендаций Лайвлиба пока не может заменить живых читателей.


Мне не приходило в голову рассматривать робота в качестве одного из друзей если вы понимаете о чём я))


Я тоже не особенно с ним консультируюсь. У меня вы есть для этого :)
Недавно робот Билайна мне звонил ангельским голосом. Представился Марией. Но нет, не проходит он пока теста Тьюринга и на настоящего друга не тянет. Пока буду с людьми общаться по возможности.


Вы прямо сразу принялись тестировать Марию? Ну по крайней мере это радует, что я в приоритете


Когда мне звонят и начинают зачитывать какую-нибудь рекламу, я сразу спрашиваю: вы человек или робот? Человек спотыкается и сбивается с написанного текста, а робот продолжает читать как ни в чём не бывало. После этого с человеком я продолжаю беседу в вежливых выражениях, а на все вопросы робота отвечаю фразой: "ты тупой робот". Он ждёт ответов "да" или "нет", поэтому скоро говорит, что плохо меня слышит, -- и вешается :)))

Вы, Майя, не просто в приоритете, вы вне какой бы то ни было конкуренции.
У вас есть неоценимое преимущество: я вас знаю и вам верю. А ту Марию не знаю и знать не хочу.
Вы мне стараетесь принести по мере сил добро, я это ценю. А Мария хочет от меня бабок. Не верю я что-то пока в добро от Билайна :)))
Даже звучит смешно: "добро от Билайна" :)))

Пока что различить просто. Но Мария становится не по дням, а по часам хитрее. Скоро всем нам придётся трудно.


- Говно ваша Америка и музыка ваша американская говно, и скоро мы все во всей вашей Америке кирдык сделаем...
- Да что ты к нему пристал француз вообще

))


Вы знаете, я не смотрю кино, но по поводу большей части музыки вполне согласен, и не только американской :)
Он, кажется, слушал "Наутилуса помпилиуса"?


Не нужно про Наутилус я его люблю


Почему не нужно? Я тоже его люблю -- за слова. А к музыке он отношения не имеет, как и Высоцкий :)


Неправда ваша я до сих пор его иногда пою.


Имеете полное право петь что пожелаете. Вы некоторое время назад и рэп, помнится, пели. Только не говорите мне, что и это музыка :)


Рэп вроде бы читают, нет? Но в этом я точно не замечена. Разве что Оксимирон но у него приятная мелодическая основа.


Не скандируют ю.и. не декламирую, а. пою


Май, но язык то ужасен! Не находишь?


Нет, Вов, хороший язык. Яркий, метафоричный. Надо только преодолеть дискомфорт начала


Он наваливался на воздух, будто надеясь, что тот его прикончит, да только безуспешно: не сегодня, ведь довольно неожиданно оказалось, что сейчас – не тот момент, чтобы делать одолжения убийце.

По мне так если и не полная бредятина то довольно близко. И таких пассажей в тексте уйма.
А ты случаем не говорилкой пользовалась?


Это начало, а в начале там мрак кромешный, я об этом и в рецензии говорю. Он словно намеренно запутывает и отталкивает читателя. Адаптационный период.


Похоже я его не пройду...)))


Далан. Просто слушай вполуха, пока не станет интересно. Мне примерно к началу второй четверти стало, когда про Пенелопу и Майка начали рассказывать.


О, тогда понятно почему ты перетерпела!))
На слух все действительно гораздо менее критично.


Обращайтесь))


Подскажите, пожалуйста, что именно сделал Клэй с матерью, на что у отца духу не хватило? Вроде понимаю, но очень смутно, хочется подтверждения


А откуда это? Что Кдэй что-то сделал с матерью, на что у отца духу не хватило? Я в своем отзыве об этом не писала и вспомнить чего-то особенного не могу.

Подождите, он единственный из сыновей расспрашивал ее и слушал ее истории. Мог восстановить хронологию И потом там было что-то, связанное с книгой о великом мостостроителе, и все это как-то сплетено с визитом к первой жене отца.

А вы что думаете?