Больше рецензий

16 сентября 2019 г. 10:57

1K

3

«Характер – это и есть судьба…»

Вот не знаю, рада ли я, что прочитала эту книгу… Столько негатива выливается из неё. Я не виню Плисецкую в пристрастности и категоричности. Она многое в жизни пережила – расстрел отца, ссылку матери, слежку КГБ, доносы, клевету, нелепые слухи, ультиматумы и шантаж властей. Ей и правда почти всю балетную жизнь мешали. Не давали танцевать то, что она хотела. Не выпускали за границу. Закрывали уже готовые, выстраданные постановки. Но ведь при всём при этом ей так много удалось сделать! Редкий талант трагедийной актрисы, собственный стиль танца, феноменальное творческое долголетие, балетные номера, ставшие эталонными. Очень хотелось прочитать больше вот про это. Это тоже есть в книге, но совсем небольшими кусочками, маленькими вкраплениями в основную массу негатива. Она и сама с печалью пишет об этом: Хотелось бы мне рассказать про «Спящие», «Лебединые», как я кидала большие батманы, про красивых партнёром. Но с какого конца не взглянешь, всё оборачивается к политике.»
Безусловно, Плисецкая остаётся для меня гениальной танцовщицей, человеком талантливым, сильным, волевым. Но хотелось узнать ещё и какой она была с друзьями, что любила есть на завтрак, какие отношения у неё были с родственниками, половина из которых тоже принадлежала к балетному миру. Что трогало её в людях, в природе, в городах, в жизни вообще. И это тоже есть маааленькими вкраплениями в тексте, совсем маленькими, на мой взгляд.. Людям, которых она ненавидела, презирала, посвящено гораздо больше внимания и текста, чем тем, кого она любила. И именно этот перекос мне был неприятен.
Два основных акцента в книге - на балетных постановках и на кознях, которые чинили власти, завистники, недоброжелатели. Ненависть к советской идеологии и её яростным адептам, нетерпение к человеческим слабостям, категоричное неприятие лжи, лести, мягкотелости, «отечество почти я ненавижу» – главные акценты здесь.
Плисецкая танцевала на лучших сценах мира – в Италии, США, Испании, Японии, Аргентине…
На её выступлениях бывал Сталин, Хрущёв удостаивал разговорами, Брежнев хватал ручищами за колени, Горбачёв бесцеремонно вмешивался в жизнь Большого театра. Она была на короткой ноге с Робертом Кеннеди, Марком Шагалом, Лилей Брик, Пьером Карденом, Галиной Улановой, Растроповичами и другими великими людьми. И, тем не менее, она пишет, что «плохих людей во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».
Магическая, тонкая, талантливая, красивая, глубокая, чудесная, сильная, могучая, излучающая бешеную энергию и свет – Плисецкая на сцене.
Непримиримая, категоричная, язвительная, гневная, желчная, обиженная – Плисецкая в этой книге.
Во время чтения этой книги я посмотрела несколько балетов с Плисецкой. И сделала вывод, что смотреть на её постановки мне гораздо приятнее, чем читать её.

Источник