Больше рецензий

MarQue

Эксперт

Королева фэнтези и Кока-Колы

15 сентября 2019 г. 20:06

2K

1 Спойлер

Офелия — это дочь Полония и сестра Лаэрта. В середине она сходит с ума и кончает с собой. Она не второстепенный и даже не третьестепенный персонаж. Поэтому почитать роман от ее лица было как минимум интересно. "Мое Имя Офелия" является фанфиком Лизы Кляйн, причем фанфиком особой категории. Англоязычные фикрайтеры называют подобные работы "fix-it fanfiction". Как правило, в подобных фанфиках автор исправляет судьбу персонажа, который был обделен в каноне, доводя историю до счастливого исхода для него.

Я хотела быть автором своего романа, а не просто актрисой в драме Гамлета, и не пешкой в смертельной игре Клавдия.

Идея была действительно интересная: сделать ее личностью и описать события от ее лица, раскрыв тем самым много интересных подробностей. Я не ждала, что г-жа Кляйн напишет в стиле Шекспира, но должна же была быть в ее творении какая-то душа. "Мое Имя Офелия" ощущается как монстр Франкенштейна в начале своей жизни — куча склеенных вместе частей, из которых собрали некое подобие человека, оживили, но труп все равно остался трупом и для полного счастья еще и разлагается. Проблема не в том, что Офелия из кроткой простушки превратилась в сильную современную девушку. Проблема в том, что если на Офелию Шекспира было, в общих чертах, все равно, то слепленного Кляйн пластилинового уродца хочется придушить. Гамлета из пьесы тоже иногда хотелось прибить, не спорю, но его можно было понять, его действия имели мотив и смысл. С Офелией в исполнении Лизы Кляйн такого не происходит, потому что у нее нет цели, а соответственно мотивации и сюжетной арки. По сути, она такая же загадка, как ее безвременно почившая тезка, что странно, ибо история ведется от ее лица и, якобы, повествует о ней. Хотела быть автором своего романа, но в итоге исполнила роль лишь стороннего наблюдателя. Скорее всего, автору хотелось побыстрее закончить с линией Эльсинора и перейти к авторской линии с героиней в монастыре. Про события, которые перекликаются с пьесой читать скучно, настолько пресно они описаны, а про третью часть стоит поговорить отдельно, но чуть позже.
Местная Офелия — конченая стерва. И ладно бы, если автор как-то намекнула, что она осознает это. Но, нет, г-жа Кляйн свято убеждена в непогрешимости своей героини. Офелия из тех людей, которые в чужом глазу увидят соринку, но в своем даже бревна не заметят. Она глупа и лицемерна. Она из тех стереотипных героинь, которые не дружат с другими девушками, потому что считают себя лучше и не такими как эта безликая серая масса. Офелия во всех девушках видит развратниц и потенциальных соперниц. Поэтому не удивительно, что дружеские отношения из всех девушек на земле у нее сложились только с монахинями.
Многие могут поспорить и сказать, что несчастную Офелию травили при дворе из-за низкого происхождения, поэтому ей необязательно было с кем-то сдруживаться, но это делала только Кристиана, остальные же ее тупо не замечали. Офелия быстро стала фавориткой Гертруды, получила любовь Гамлета. Готова поспорить, что другие девушки неблагородного сословия и мечтать о таком не могли. Так что жизнь Офелии при дворе сложилась не так уж и скверно, а слова Кристианы можно просто игнорировать, чем она и занималась. Я не знаю, что творилось в голове Лизы Кляйн, когда она писала этот роман, но иногда ее героиня выкидывает такие фортели, что сопереживать ей просто не выходит. Смотрите, с одной стороны у нас Кристиана, которая пару раз оскорбила Офелию, а с другой - Офелия, которая организовала изнасилование Кристианы, в прямом смысле разрушив ее жизнь. Догадайтесь, к кому у меня больше симпатии?
Офелия осуждает Кристиану из-за потери девственности до брака (хотя без ее непосредственного участия этого бы не произошло), но сама раздвигает ноги перед Гамлетом, после того как они оба испытали рвотные позывы на свадьбе Гертруды и Клавдия. Но ситуация ведь совсем другая! Гамлет ведь женился на ней на следующий же день, правда тайно. И вплоть до кончины своего супруга Офелия будет требовать раскрытия факта замужества общественности.
Вообще так, ситуация с Гамлетом более чем странная. Создалось стойкое ощущение, что среди всех достоинств своего супруга Офелию волнует лишь статус принца. Ей плевать на то, что у Гамлета основательно едет крыша, ей плевать на то, что тот убил ее отца и готовится прикончить брата.

– Я могу утешить вас хотя бы вот чем, миледи, – сказал Горацио. – Гамлет кричал так, что слышали все присутствующие там, что он вас любил.
– Но он объявил, что я была его женой? – спросила я.
– Нет, не такими словами. Но он сказал, что любил вас больше, чем сорок тысяч братьев.
– Это меня не утешает!

П - приоритеты. Опять же, если бы Офелия изначально позиционировалась, как меркантильная охотница за богатыми женихами, то вопросов бы не было. Но Кляйн упорно талдычит о том, что ее героиня — образец праведности, а с Гамлетом у них великая любовь на все времена.

Меня поразила стрела Купидона, зажгла огонь в моем сердце и во всех моих членах.

Увы, ее слова идут в разрез с поступками. Когда дело запахло жареным, Офелия просто сбежала, как раз накануне поединка между Гамлетом и Лаэртом, никак не попытавшись его остановить. Офелия в исполнении Кляйн в принципе не способна любить, она способна только манипулировать и использовать других, а потом выбрасывать за ненадобностью. Она не любит свою няньку Эльнору, которая заменила ей мать. Она не любит Гертруду, в которой видела фигуру наставницы. Она не любит Лаэрта, который сражался за ее честь и возможность захоронения на святой земле. Она не любит Горацио, который сох по ней и все сделал для ее побега. Она не любит Гамлета, а потом и вовсе игнорирует, когда понимает, что титул принцессы ей не светит. Господи, да она даже собственного ребенка от "любимого" мужчины не любит!
Если вы надеетесь, что раскроются какие-нибудь интересные подробности, (почему Гертруда вышла замуж за Клавдия? Были ли они в сговоре?), то забудьте. Если вы надеетесь на внеземную историю любви, то, опять же, забудьте. Если вы надеетесь на более глубокий анализ персонажей пьесы, то даже не надейтесь, ибо чтобы соответствовать пластилиновому уродцу в лице Офелии других героев также пришлось превратить в уродцев. Так, Гертруда из загадочной фигуры превратилась просто в тупую женщину. Так Фортинбрас из благородного принца превратился в тирана и насильника.
В чем состоит путь местной Офелии, раз уж она "автор своего романа"? В том что где-то к концу у нее случился конфликт веры? Это странно, ведь Лиза Кляйн никогда не утверждала, что Офелия верит или наоборот не верит в Бога. В конце концов она легко поверила, что к Гамлету являлся призрак отца. А потом она встречает девушку со стигматами и внезапно задается вопросами? Так не бывает. Конфликт либо есть изначально, либо его нет. Я понимаю, что она в монастыре, поэтому тему веры нельзя было обойти, но не так убого, ибо конфликт не пришел к резонансу. Линия в монастыре не то чтобы плохая, просто видно, что она никак не связана с основной историей.
"Мое Имя Офелия" - интересный эксперимент, но не более того. Там кошмарная главная героиня, кошмарная любовная линия и кошмарное переосмысление героев Шекспира. Смотрите фильм, он получился намного лучше.