Больше рецензий

Carassius

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 сентября 2019 г. 00:40

3K

3.5

Наверное, профессиональный критик скажет, что «Сердца трёх» — это смелый литературный эксперимент эпохи зарождения кинематографа, этакий кроссплатформенный проект, создатели которого попытались объединить два вида искусства. Наверное, счастливый подросток или просто не слишком требовательный читатель скажет, что «Сердца трёх» — это увлекательная и захватывающая история, которая занимает почётное место в сонме золотой классики приключений. Ну а я скажу, что это одноразовый роман, который запоминается разве что своей поверхностностью, полнейшей картонностью героев да бессовестной эксплуатацией памяти об одном вице-губернаторе Ямайки. Ну и количеством внезапных поворотов в сюжете, пожалуй.

Как известно, «Сердца трёх» писались в соавторстве с Чарльзом Годдардом, который сочинял сюжет и писал сценарий для будущего фильма, а Лондон (если верить тому, что он сам говорит в предисловии) только переделывал этот сценарий в литературную форму. То есть, фактически, роман Джека Лондона «Сердца трёх» — это… новеллизация так никогда и не вышедшего в Голливуде фильма. Получилось в итоге… как бы это сказать помягче… в дороге почитать сгодится, в общем.

Характерные черты романа — это малая глубина повествования, схематичность фона за историей, отсутствие последовательности в действиях персонажей и сколь-нибудь ярких особенностей в их образах. Серьёзно, спустя месяц я с трудом могу вспомнить имена хоть кого-то из персонажей, кроме двух главных героев. Что касается героини… она не дотягивает даже до Мод Брустер или Маргарет Уэст, не говоря уже о вполне добротно прописанном образе Руфи Морз. Имя второй героини за весь роман не прозвучало вообще ни разу. Серьёзно. И это притом, что её роль в сюжете довольно значительна.

Между прочим, если Генри — полный тёзка своего предка-адмирала, то Фрэнсис носит имя другого знаменитого корсара — Фрэнсиса Дрейка, одного из победителей Непобедимой Армады и человека, совершившего второе в истории кругосветное путешествие. Кстати, у исторического Генри Моргана законных детей не было, так что даже наследство ему пришлось оставить разным племянникам жены и прочей седьмой воде на киселе.

В сюжете романа просто огромное количество внезапных поворотов. Да, сначала это захватывает, однако зачастую эти повороты лишены какой-либо логики и предназначены только для шокирования читателя. Судя по частоте появления богов из машины, спасающих героев из разных безвыходных ситуаций, Лондон (или Годдард?) мобилизовал всё население Олимпа.

Напрочь оборвана сюжетная линия с поиском клада, в котором старый пират Генри Морган спрятал награбленные сокровища, и ради поисков которого Фрэнсис и отправился в Панаму. Прибыв на место, он оказывается занят поцелуями с симпатичной девушкой, попытками выручить из беды вновь приобретенного родственника, разбрасыванием денег на тропинках в джунглях, поиском сокровищ майя и прочими интересными вещами — клад ямайского адмирала, видимо, остался дожидаться более настойчивых и целеустремлённых охотников за сокровищами.

Вот, кстати, в «Сердцах трёх» явственно проявляется типичный мотив массовой культуры, в том числе голливудского кино — о том, что много денег решает абсолютно все проблемы. Фрэнсис в любой непонятной ситуации просто разбрасывается банковскими чеками. Правда, эпизоды, где он задерживает погоню, рассыпая серебряные монеты на лесной тропинке и ссыпая их в деревенский колодец, а жандармы, ругаясь, стараются собрать их все — эти эпизоды получились очаровательными.

И ведь, казалось бы, какой богатый материал был положен в основу сюжета — потерянное сокровище пиратского адмирала, тайный проход в горах, который охраняют мертвецы, затерянная долина, население которой давно изолировано от внешнего мира и поклоняется конкистадору, погибшему столетия назад… Увы, из всего этого получился только средненький приключенческий романчик, настоящая новеллизация несостоявшегося фильма золотой эпохи Голливуда, в котором эпизоды сменяют друг друга по мановению крутящейся ручки кинопроектора. Фабула истории по своей задумке весьма хороша, но реализация, увы, оказалась посредственной. Пожалуй, на этом всё. На полноценную рецензию моих впечатлений от этой книги не хватит.

Комментарии


Мне, когда я читал книгу, казалось, что автор попросту решил заработать. Он написал книгу для массового читателя, и цели своей добился. Книгу читают массово (пусть поменьше, чем "Мартин Иден" или "Белый клык") и весьма высоко оценивают.


Да, скорее всего так и было. Лондон ведь нередко писал просто для заработка.