Больше рецензий

10 сентября 2019 г. 20:29

1K

5 Самурай отличается от обычного человека тем, что, в случае опасности, он должен не только защититься от противника, но и победить его.

"Моби Дик» - одна из самых страшных книг, какую я читала. Она страшна не столько кровавыми сценами, которые рисует воображение в ходе повествования, а гораздо больше тем, что беспредельная жестокость и… не безумие, нет, я бы назвала это другим словом – бешенство – воспеваются как благородство, храбрость и праведный гнев.

Не смогла я увидеть ничего благородного, ничего праведного в той ярости, которая пронизывает страницы этого романа. Человечество уничтожает всё вокруг себя, оправдывая это теми или иными причинами, суть которых, впрочем, всегда сводится к одному: ну мне же надо! Безапелляционный, бесстыдный эгоизм этого оправдания выражен в том, что люди совершенно уверены: если они чего-то хотят, то не дать им этого – равносильно преступлению.

И люди захотели жизнь белого кита. Они захотели забрать его жизнь ради того, чтобы отделить его голову от тела и достать из неё вещество, о существовании которого я, признаться, раньше даже и не подозревала. Они собирались дать акулам поглотить его мясо, а сало с его туши – растопить и закатать в бочки.

И какой ужас внушила мне эта фраза: «Дай ему!»

И какое опустошение я почувствовала, когда кит выпустил фонтан крови и умер.

Это был не белый кит. Это был другой, один из десятков и сотен несчастных животных, которые не смогли понять, насколько они на самом деле мощнее и насколько они в своём праве в океанских водах по сравнению с теми мелкими с точки зрения природных стихий существами, что вторглись не на свою территорию и по древнему человеческому обычаю принялись за то, что у них получается лучше всего – убивать.

На страницах этой книги рассказывается о том, что люди не просто умеют убивать, они щеголяют этим умением друг перед другом и восхищаются им. Но единственное, что я готова признать за признак чего-то, достойного уважения – они живут настолько бок о бок со смертью, настолько тяжёлой жизнью, что даже понимая – вот он, конец! – так сказать, сохраняют лицо. Они всегда знали, что это случится – рано или поздно…

Но это всё. Ни одно действие капитана Ахава не вызвало у меня ничего, кроме ужаса, подобного тому, что я испытала бы, встретившись с бешеной собакой, из пасти которой клочьями свисает белая пена… Эта собака, может, и была когда-то славным щенком, а позднее – верным помощником людей, но сейчас она опасна, потому что, погибая, готова забрать с собой кого угодно.

Капитан Ахав – тот самый представитель рода человеческого, который посчитал преступлением отказ дать ему то, что он хотел взять. Он вонзил гарпун в тело кита, считая себя правым, а кит в ответ покалечил его – и автоматически оказался злодеем и исчадием ада.

Я не понимаю этого… Моби Дик преследовал корабли? Моби Дик нападал без малейшей причины? А может быть, он просто жадный? У него ведь внутри столько нужного людям – и вот ведь злодей, не позволяет себя освежевать!

Книга написана от лица одного из участников событий, разворачивающихся перед взором читателя. Написана простым человеком, написана предвзято – и в этом что-то есть. В этой предвзятости – вся соль, пожалуй. Она как нельзя лучше обнажает самое безумное из заблуждений человека – что он, якобы, царь природы.

Также очень хорошо показано, насколько мало люди понимают этот мир. Отсюда их суеверность, их страх перед тем, что они не могут себе объяснить, поэтому в романе так много упоминаний «знаков», много мистики, которая проистекает из одного только факта: природа не обязана подчиняться нашим представлениям о том, как в ней всё должно происходить. Природе наплевать, что человек решил, будто он – разумный, а животные и птицы – бессмысленные и бессловесные существа, созданные ему на потребу. И её величие проступает на поверхности читательского восприятия, словно написанное молоком письмо на бумаге, поднесённой к огню…

Если оставить в стороне идеологический аспект, должна заметить: персонажи, описанные Мелвиллом, получились как живые, что удивительно, учитывая, каким незамысловатым в сущности языком написан роман. И между тем, я действительно представила себе этих людей, у меня сложилось определённое представление об их характерах, а значит, они перестали быть для меня незнакомцами, и пока я наблюдала за жизнью команды «Пекота», то невольно начала сочувствовать некоторым в их невзгодах, а порой я думала что-нибудь вроде: «надеюсь, он останется в живых…»

Подытоживая, могу сказать следующее: «Моби Дик» - книга, которую, я считаю, не помешало бы читать всем. Она может оказаться отличным индикатором как самодовольства, эгоизма и жестокости внутри нас, так и справедливости, сочувствия и грустного понимания: «мы с тобой одной крови» – люди не слышат этого и никогда не скажут. Тем не менее, хорошо ли это, плохо ли… я узнала о себе одну вещь: понимая всю дикость и жестокость того, что происходит, между кораблём, полным людьми, которые по большому счету не правы, и белым китом, который по большому счету ни в чем не виноват, выбрала в своём сердце корабль. Потому что старшего помощника Старбека ждут на берегу жена и сынишка, потому что маленький Пип в Коннектикуте танцевал когда-то с тамбурином, а где-то в океане капитан «Рахили» ищет пропавший вельбот…

P.S. В названии рецензии приведена цитата Миямото Мусаси, "Книга пяти колец". Она как нельзя лучше характеризует того Моби Дика, которого увидела я.