Больше рецензий

sleits

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 сентября 2019 г. 03:45

2K

4

Попалась мне статья "12 лучших рассказов" . Я вспомнила то время, когда Борхеса читала взахлёб, настолько нравились мне его рассказы. Но читала я его очень давно - лет пятнадцать назад, а то и больше. Решила пробежаться по списку лучших рассказов, по крайней мере прочесть те, которые найдутся в моих сборниках.

Итак, начала я читать и... чуть не уснула. Попробовала один рассказ, другой, а мысли улетают, голова занята чем угодно, только не Борхесом. Оказалось, что некоторые рассказы я уже читала, но даже они меня сегодня не увлекают. Я как читатель выросла из Борхеса; я уже прочитала столько много книг последователей писателя, которые шагнули дальше своего учителя (например, Бернар Кирини), что мне уже просто скучно.

Я конечно расстроилась. Когда-то я называла Борхеса в десятке своих любимых писателей. Поэтому я не могла просто так убрать все четыре книги, которые вытащила со своего "латиноамериканского" шкафа, обратно. Решила почитать что-нибудь наугад и остановиться на первом же рассказе, который мне понравится (чтобы закрыть гештальт)). И вдруг я нашла то, от чего не смогла оторваться. Сначала я залипла на разделе "Личная библиотека", в котором собраны предисловия Борхеса к разным литературным произведениям. Это было настолько интересно - не оторваться. Я прочитала абсолютно все предисловия - не только к тем книгам авторов, которых я знала (Кафка, Жид, Достоевский, Гессе, Стивенсон и много много других), но и авторов, о которых ранее ничего не слышала - несколько книг я даже присмотрела себе (Хью Уолпол "На темной площади", Гарнетт "Женщина-лисица"). Интересно, что все предисловия очень короткие - от половины страницы - максимум до двух. Но этого вполне хватает, чтобы заинтересовать читателя книгой. Причем у Борхеса очень интересная манера (это касается не только предисловий, но и рецензий на книги) - каждый раз начиная читать текст, кажется, что вы опоздали к началу речи. Как будто рассказ начинается с середины. Точно так же он и обрывается. Вам как будто дали кусочек, и уже по этому фрагменту надо принять решение - читать книгу или нет. Из-за недосказанности, конечно же возникает желание продолжить знакомство с книгой.

Как я уже сказала, по такому же принципу построены и рецензии из раздела "Оставленное под спудом" - это очерки опубликованные в журнале, в котором Борхес вел колонку о книгах. Здесь рецензии не только на художественную литературу, но и на биографии, научные и философские труды, на древнюю литературу и даже сказки. Отсюда я тоже выбрала несколько новых книг для чтения. Ну и конечно вернула себе интерес к некоторым книгам, которые и так раньше хотела прочитать.

В общем, как литературовед Борхес просто мастер. К тому же его эрудиция и разнообразие интересов просто поражает.

И ещё один раздел, который я прочитала с интересом - "Всеобщая история бесчестья". Здесь восемь рассказов-биографий о разных малоизвестных проходимцах. Очень занятные непритязательные истории. Мне больше всего понравился рассказ "Беспардонный лжец Том Кастро", о человеке, который выдал себя за умершего сына одной аристократичной особы. Лжец даже не пытался подделать внешность погибшего, посчитав что таким образом его не заподозрит во лжи. И ему, как ни странно, такой обман удался!

Не смотря на то, что у меня четыре сборника с произведениями Борхеса, в них не оказалось повести "Алеф", которую я тоже хотела прочитать. Но теперь уже наверное и не судьба. К творчеству писателя я вряд ли вернусь.

картинка sleits