Больше рецензий

4 сентября 2019 г. 00:04

4K

2.5 Бесстыжее самокопирование

Я, конечно, тот ещё зануда. Но Ким Стэнли Робинсон - вообще зануда, даже по моим меркам.

Так уж сложилось, что роман 1992-го года я читаю в 2019-м, при этом уже ознакомившись с другими трудами автора - "Авророй" и Красной Луной" (да, даже в названиях он повторяется!). Кроме того, я читал и работу его коллеги по цеху - основателя Mars Society Роберта Зубрина. Могу ошибаться, но, судя по году написания, трилогия о Марсе явно написана для поддержания соответствующего движения.

Так вот, этот роман похож на две уже упомянутые работы автора, причем на обе сразу. Конечно, вернее было бы сказать наоборот, но суть от этого не меняется: спустя четверть века Робинсон пишет совершенно то же самое, вплоть до некоторых мелочей. Я обычно скептично отношусь к фразам о плоских персонажах, но здесь они именно такие - невыразительные чурбаны, которые нужны только для того, чтобы проговаривать мнение автора. Список тем всё тот же: в "Авроре", как теперь можно уверенно сказать, из "Красного Марса" на читателя смотрит такая же совершенно унылая социалка (хотя, кажется, здесь она всё же лучше), тот же взгляд на проблемы замкнутых экосистем. Как и "Красная Луна", "Красный Марс" - это плохой детектив и клюква. Только если в XXI веке Ким Стэнли Робинсон опасается экспансии Китая, то в конце XX он ещё считал, что русские могут выполнять роль равноценного партнера в таком деле, как освоение Марса. А ксенофобия у нас тут скорее распространяется на арабов.

Единственное что, на мой взгляд не плохо, так это то, что роман выглядит более-менее современно даже сейчас, хотя все строительные суперматериалы набивают оскомину, ибо по сути мало чем отличаются от волшебных палочек. Эликсир жизни также прилагается. Стоит ли говорить, что у одного из героев помощник-искин очень сильно напоминает такого же, но другого, как у аналитика из "Красной Луны"? Кстати, имя у бортового компьютера в "Авроре" такое же, как у этого искина в "Красном Марсе", хотя, может, это пасхалка.

Так что роман схематичен до одури. Да, у многих писателей (и не только), темы в творчестве одни и те же - но меня поражает, что Робинсон не говорит в более поздних произведениях ничего нового!

Если вкратце и без спойлеров - книга повествует о том, как на Марс направили большую экспедицию на 100 человек, которая должна была закрепиться на "новом фронтире" и начать этот самый Марс (да ещё и с прилежащими небесными телами) осваивать. Всё действие занимает много лет: мы станем свидетелями самого полёта первой группы, высадки, строительства первых баз. Затем - что для меня прошло как-то незаметно, если честно - новая цивилизация достаточно сильно развивается (не без поддержки Земли. Последняя, в свою очередь, деградирует и приходит в упадок со своими проблемами и транснациональными компаниями, которые, как водится, тут источник всех проблем). Ничем хорошим закончиться такое не может, и, в принципе, первая книга трилогии о Марсе заканчивается как часть сериала - на пике.

Главные герои "Красного Марса" - это тоже отдельная тема. Большинство из них - банально психопаты. Один - постоянно сидит на наркотиках, другой - явно с зачатками паранойи, третья - истеричка. Автор пытается эту тему раскрыть через то, что эти люди с самого начала были ненормальными - ведь они прошли изнурительный отбор, чтобы отправиться прочь с Земли, но, честно говоря, это выглядит несколько неубедительно. И даже один из персонажей, тоже призванный раскрыть тему помешательства - психолог всей этой группы, который тоже обнаруживает себя сходящим с ума - кажется притянутым за уши. Обилие секса заставляет меня думать, что это подростковый роман, такое ощущение, что некоторые сцены написаны ради них самих.

В общем, Робинсон опять пытается написать полотно Большой Политики, но получается что-то пресное, на уровне дворовых разборок. Роман изобилует дырами (непродуманные наземные экспедиции вызывают у меня много вопросов к первопроходцам Марса, да ещё и закаленным экспедициями арктическими), кроме того, кажется, Марс представлен в книге более суровым, чем он есть по современным представлениям. Хотя тут, думаю, играет свою роль то, что с момента написания человечество узнало много нового об этом небесном теле. Так что "научная" фантастичность данного романа не так уж и тверда, к сожалению. А выбранная система учёта времени не выдерживает никакой критики: вместо того, чтобы сделать на Марсе нормальное астрономическое время (цитируя все того же Зубрина - разделить марсианские сутки на 24 марсианских часа по 60 марсианских минут, каждая из которых, в свою очередь, будет состоять из 60 марсианских секунд. Коэффициент пересчета между марсианскими единицами времени и их земными эквивалентами, таким образом, окажется равен 1,0275 для всех случаев.), почему-то используется система с неполным часом после полуночи. Как идея - может быть и красиво, этакое "безвременье", но с инженерной точки зрения это тот ещё кошмар!

Заявлена морально-этическая сторона терраформирования Марса, но, разумеется, раскрывается она устами уже знакомых несимпатичных персонажей. В конце концов, учитывая, как всё складывается, никакого сложного конфликта не получается, хотя это могло бы стать едва ли не самой сильной стороной книги.

Так что роман мне не понравился. Текст получился такой же безжизненный, как и поверхность Марса: и это не комплимент. Камни, лёд и пыль - вот что примерно остаётся в памяти, после прочтения этой книги.