Больше рецензий

1 сентября 2019 г. 01:06

2K

3.5 Заигрывания с Божественным

Скажу прямо, после "Волхва" к Фаулзу очень долго подходить было боязно. Слишком уж неприятные герои у него там, причём все. Натыкаться на такое снова не хотелось. Однако, книга дома была, и, в рамках акции "Читай, бл#ть, и бумажные книги тоже!" руки дошли и до неё.

В этот раз Фаулз приятно удивил. Герои не отвращают от себя глупостью, они все характерные, у каждого своя судьба и "атмосфера". Мне очень понравилось создание образа персонажа через его речь, что, конечно, не уникально, но приятно. Интересно и то, что самим героям важна речь, например, они по акценту легко определяют, кто из какой местности. Ещё очень крутой приём был в самом начале, когда автором описывается долгое молчание группы.

Меня увлекло повествование, построенное в виде расследования (может, потому что супер давно не читала детективы и отвыкла)), журнальные вставки также были неожиданным решением. Вроде бы, с точки зрения самого романа, они не дают ничего полезного для сюжета, однако, они делают сам мир произведения более объёмным. Примечания, кстати, полны массы исторической информации, но жаль, что на них нет ссылок прямо из текста.

Довольно тяжело мне рассуждать о теологической стороне романа, так как, честно говоря, давно уже сфера моих интересов немного ушла в сторону от религиозных течений. Тем не менее, несмотря на то, что Фаулз в послесловии пишет про квакеров, как я поняла из текста, Ребекка уже отошла от них. Аскью это выясняет в процессе самого расследования. Её видения и представления о Вечном Июне сильно отличаются от представлений о рае этой религиозной группы. Вообще, весь образ Ребекки у Фаулза получается очень сложным и глубоким, но поэтому и отчасти нереалистичным. В такие человеческие превращения нелегко поверить. Тем не менее, мне Ребекка понравилась, в том числе, своими твёрдыми убеждениями, внутренним стержнем, который позволял (или заставлял её) разговаривать с Аскью, как с равным (что не было обыденно даже для мужчин в то время, не говоря уже о женщинах). Опять же сложно поверить, что бывшая проститутка может так изменить свои манеры и речь, начать применять высокопарные литературные обороты, получить такие глубокие теологические знания.

Стряпчий Аскью понравился мне умением находить разный подход к каждому человеку, с которым ему приходится общаться. С кем-то он вежлив, на кого-то давит, у кого-то играет на струнах тщеславия. Все эти приёмы приводят его к главному, пусть и не позволяют раскрыть дело полностью, т.к. коса находит на камень Ребекки. Тем не менее, мне показалось, что он сделал всё возможное в этой ситуации. Ну и автор как бы намекает, что смысл романа не в том, чтобы найти нашего пропавшего, а чтобы дать поразговаривать Генри и Ребекке, столкнуть их взгляды, так сказать.

В общем и целом, роман мне понравился в разы больше "Волхва", теперь больше надежды на знакомство с другими произведениями Фаулза.